Первоуральские чиновники: обыск в мэрии — это попытка «что-то посеять»

В четверг следователи Главного следственного управления и управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Свердловской области провели обыски в администрации, в том числе в кабинетах замглавы по ЖКХ Александра Черных и замглавы по управлению муниципальным имуществом Александра Волкоморова.

«Нас об этом заранее не уведомили»

По словам пресс-секретаря администрации Татьяны Ткачевой, проверка носила неожиданный характер, «администрацию заранее об этом не уведомили».

Между тем, как сообщил пресс-секретарь ГУВД по Свердловской области Валерий Горелых, сотрудники милиции работали в рамках возбужденного 2 апреля 2010 года уголовного дела по факту мошенничества в жилищно-коммунальной сфере, связанного с хищением бюджетных средств (ч.3 ст.159 УК РФ). При проведении обысков спецподразделения милиции (СОБР и ОМОН) не привлекались, поэтому деятельность администрации Первоуральска не была прервана. Цель обысков — обнаружить документы, которые могли бы пролить свет на обстоятельства расследуемого преступления.

— Сотрудники ГУВД области действуют в рамках Феде-рального закона №185 от 2007 года «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»,— сказал Валерий Горелых.— К сожалению, случается, что нерадивые чиновники используют бюджетные средства, выделенные на жилищно-коммунальное хозяйство, не по назначению. Как итог — регулярно появляющиеся в СМИ материалы о недовольстве местных жителей качеством и полнотой ремонтных работ.

На капремонты в Первоуральске было потрачено 156,9 млн рублей

В туалет — в сопровождении

В пятницу Александр Михайлович и Александр Иванович провели совместный брифинг, чтобы высказать журналистам свою точку зрения на то, что произошло накануне. О том, что предстоит выемка документов, Александр Михайлович, по его словам, узнал буквально за несколько минут до начала процедуры — на совещании.

— Мне было предложено предоставить те документы, касающиеся выполнения капремонтов, которые здесь находятся, — рассказывает Александр Черных. —  Что у меня было, я сразу все предоставил, но, видать, не удовлетворил силовые органы. И у меня произошел полный осмотр и выемка всех документов, которые касаются данной темы.

По словам Александра Черных, были изъяты все бумаги, в которых упоминались управляющие компании, ТСЖ, даже рекламные проспекты тех подрядных организаций, которые хотели бы участвовать в программе капремонтов. Также изымались документы, которые к теме капремонтов не имеют никакого отношения.

— Например, у меня было изъято положение по обращению с бытовыми отходами, — перечисляет Александр Черных.  — Были изъяты документы по «Уралагрострою», по составлению сметы на проведение ремонтов, инвестиционная программа развития ЖКХ «Дома Плюс», был изъят мой личный диктофон, который я использую при проведении определенных совещаний для ведения более полного протокола.

Процедура, по словам Александра Черных, проходила очень жестко:

— Были запрещены любые телефонные звонки, у меня был изъят мобильный телефон. Кабинет был сразу закрыт, было запрещено куда-то выходить, извините меня, даже в туалет надо было идти в сопровождении сотрудников органов. Раз такая процедура идет — какие могут быть возражения?

К «Прометею» и «ЭкоСтрою» у администрации тоже были претензии

— Дело не в том, жестко или не жестко, дело в самом смысле, — включился в разговор Александр Волкоморов. —  Я для себя, когда прошла эта процедура, сделал вывод — если ставилась задача посеять недовольство со стороны народа к действующей муниципальной власти, то эта задача выполнена на оценку «отлично». Потому что в том представлении, которое было предъявлено (я достаточно внимательно его изучил), четко сказано: возбуждено уголовное дело в отношении ООО «ЭкоСтрой» и ТСЖ «Прометей». Один — заказчик, второй — подрядчик.

Александр Волкоморов: «Если ставилась задача посеять недовольство со стороны народа к муниципальной власти, то эта задача выполнена на оценку «отлично»».

К этим юридическим лицам, по словам Александра Ивановича, были претензии и со стороны администрации. Александр Волкоморов продемонстрировал обращение главы города в прокуратуру и в УВД, датированное 11 марта, где значилось, что при проверке документации капитальных ремонтов домов, которые входят в состав ТСЖ «Прометей», выявлены нарушения, поэтому администрация просит провести проверку по всем договорам генерального подрядчика  — ООО «ЭкоСтрой». Как утверждает Александр Волкоморов, именно по этому поводу 2 апреля и было возбуждено уголовное дело.

В постановлении на обыск и изъятие документов значилось, что в деле фигурирует сумма 431 тысяча рублей. Пока объяснить толком, что это за сумма и откуда она взялась, вице-мэры не могут.

— Думаю, это вопрос между двумя подрядчиками, с которыми был заключен договор. Мои предположения, потому что в ходе следственного разбирательства эта сумма, наверное, и уточнится и источники будут выявлены — это, по всей видимости, генеральный подрядчик не расплатился с субподрядной организацией, — высказал предположение Александр Черных.

Речь идет о компании «УралСтройТЭК» — подрядчик, которого в свое время именно администрация и рекомендовала ТСЖ «Прометей». Дом на Металлургов, 12, капремонт которого выполняла данная компания, ТСЖ «Прометей» не приняло, так как признало работы неудовлетворительными. В результате деньги не перечислило.  Но, по словам Александра Черных, сейчас этот вопрос решается, так как с наступлением тепла работы на доме возобновились и должны быть доведены до логического конца. Тогда деньги и будут перечислены.

Кто спровоцировал данную акцию?

Почему следователи пришли к нему, Александр Волкоморов еще может объяснить — потому что именно он занимался составлением заявки на первый транш для Первоуральска. А вот почему вообще проводился обыск в администрации, он ответить затрудняется:

— Когда проводился обыск и изъятие, у меня был один вопрос: а что вообще ищут? Потому что за три часа обыска и перебирания всех документов, из них выбрали маленькую стопочку, которая вообще никакого отношения к данному делу не имеет. Например, в их число вошел документ по передаче путепровода из казны области в местную казну. Я сделал вывод, что нужно было кому-то что-то посеять. Если бы действительно кому-то надо было разобраться в проведении капитальных ремонтов, мы бы и так эти документы предоставили, просто по письму. Причем, это были бы документы, которые нужные, а не те которые изъятые. И эти документы находятся не в этом здании, а в Управлении ЖКХ. Я сразу сказал об этом. Но там никакой выемки не проводилось. Кто спровоцировал данную акцию? И нужна ли она вообще была? Или органы хотят себя вот так пропиарить, что они могут такие меры предпринять, что такие требования к чиновникам предъявляются, проверки и так далее.

Александр Волкоморов: «Мы бы и так предоставили документы, которые нужные, а не те, которые изъятые»

Комментарий

Валерий Горелых, пресс-секретарь начальника ГУВД по Свердловской области:

— Уголовное дело возбуждено не в отношении какого-то конкретного лица или фирмы, а по факту мошенничества. Поэтому утверждать, что дело возбуждено в отношении ТСЖ «Прометей» и его подрядчиков, неверно. Сейчас следователям предстоит выяснить, кто в данном деле являлся сподвижником, кто пособником, кто стоял за всеми этими махинациями с бюджетными средствами, вычислить всю криминальную цепочку. После этого первоуральцы узнают, кто причастен к этому преступлению.

Уголовное дело возбуждается на основании оперативной информации. Утверждать, что причиной возбуждения в данном случае явилось заявление главы Первоуральска в городскую прокуратуру и УВД, — некорректно. Заявление могло стать только одним из поводов. А по этому делу было много обращений граждан. Даже многочисленных публикаций в вашей газете, например, уже было достаточно для возбуждения уголовного дела и начала проверки.

Председатель ТСЖ «Прометей» Анастасия Нестерова от комментариев пока отказывается. Единственное, Анастасия Викторовна заявила, что пока никакого встречного заявления в отношении администрации в адрес правоохранительных органов с ее стороны не было. Зато в адрес редакторов местных СМИ председатель ТСЖ прислала следующее уведомление.