Первоуральские чиновники не признают нарушения, выявленные УФАС

И.о. директора МУП «Ритуал» Олег Журавлев уверен: все скандалы на рынке из-за того, что первоуральское кладбище переполнено

Олег Журавлев, исполняющий обязанности директора МУП «Ритуал», говорит, что предприниматель Анна Целовальникова находится в выгодном положении — ее офис расположен в одном здании с муниципальным предприятием, которым он руководит. Получить от него разрешение на захоронение, да и вообще ответ на любой вопрос ей гораздо проще, чем другим. Однако именно Анна Целовальникова подала заявление в антимонопольную службу, обвинив Журавлева в том, что тот делает все, чтобы ущемить ее права предпринимателя.

В 80% городов Свердловской области с рынком ритуальных услуг «не все в порядке», уверяет замруководителя свердловского УФАС Марина Пушкарева. В большинстве случаев власти на местах не так трактуют законы. В Первоуральске, по ее словам, ситуация аналогичная: чиновники путают права и обязанности специализированной похоронной службы (которая должна заниматься только погребением невостребованных, или безродных граждан) и организатора на городском кладбище. Поэтому, приняв жалобу Целовальниковой, УФАС завел дело не в отношении «Ритуала», а в отношении администрации и Думы Первоуральска.

УФАС считает, что на сегодняшний день «Ритуал», благодаря бездействию чиновников, фактически исполняет функции органа местно самоуправления, обслуживая кладбище и определяя, где и как хоронить усопших. Все это грозит ограничением конкуренции на первоуральском рынке ритуальных услуг.

29 апреля на первое слушание в УФАС явились Олег Журавлев, Анна Целовальникова, ИП Анатолий Никитин, а также директор «Похоронного дома» Анна Кискачи. Ни мэрия, ни Дума в УФАС не приехали. Администрация только предоставила свое видение ситуации (выраженное кратко: «нарушения не признаем»). А Дума и вовсе никак не отреагировала.

Просто потому что

— Начиная с июня 2009 года, при регистрации заявления на захоронение мне следуют отказы от администрации МУП «Ритуал», — рассказала комиссии Анна Целовальникова. — Я считаю, они необоснованные. С момента (вступления в должность, — авт.) Журавлева, с его стороны были придуманы новые формы разрешения на отвод места и на захоронение.

По заверениям Целовальниковой, отвод места «Ритуал» производит просто «потому что» — документов, которые наделяли бы МУП этими функциями, нет.

— Почему функции выдачи разрешения на захоронение переданы именно вам? — спросила Олега Журавлева Марина Пушкарева.

— Это вопрос не ко мне.

— А каким документом переданы? В постановлении главы, в решении Думы есть запись, что разрешения выдает именно МУП «Ритуал»? Или в вашем Уставе это прописано? На основании чего вы действуете?

— …

Затем всплыл еще один факт: оказывается, «Похоронный дом» имеет договор с администрацией на платную перевозку невостребованных умерших (в том числе, убитых, погибших в авариях и т.п.). Конкурса, уверяют предприниматели, не было.

«Причины конфликта прозрачны»

Как выяснилось, комиссия не получила множества документов, подтверждающих любо опровергающих вскрывшиеся факты.

Например, предприниматель Никитин рассказал о том, что решение в пользу богатых людей «Ритуал» принимает сразу, а вот если дело касается обыкновенных граждан — возникают проволочки. Но документов, это подтверждающих, у предпринимателей на руках не было.

— Приходит бабушка, говорит: «Ребята, похороните меня в могилу к моему дедушке, там есть местечко». Да, оно, может быть, на 10 см отступает от норм СЭС, но по закону, если могила старая, родственников можно подхоранивать даже в нее! — возмущается Никитин. —  Нет, они не дадут под всеми предлогами: пошлют в СЭС, еще куда-нибудь. И им Журавлев конкретно говорит: «Хотите место на кладбище? Заказывайте в «Похоронном доме».

Анна Целовальникова уверяет: есть свидетели, что бывший сотрудник «Похоронного дома» Олег Журавлев по-прежнему лоббирует интересы этого предприятия на рынке. Сам Журавлев с обвинениями не согласен. Говорит, за столько лет успел поработать везде, и с таким же успехом его можно обвинить в «порочащих связях» с екатеринбургскими ритуальными фирмами.

Так и не сумев вынести решения по результатам первого заседания, комиссия УФАС перенесла рассмотрение дела на начало июня. А буквально через два часа после заседания, проходившего в Екатеринбурге, в Первоуральске Гордума приняла поправки в городское Положение о похоронном деле. Теперь управляющей организацией кладбища может быть не только муниципальное предприятие, но и любая другая компания, в том числе, ИП,

Комментарии

Анатолий Никитин, индивидуальный предприниматель:

— В 2009 году, как только пришел господин Кириченко (предыдущий и.о. директора МУП «Ритуал», — авт.) все началось. Как только пришел Кириченко — из «Похоронного дома», кстати, — начались всякие непускания, подписывания. Смотрители (именно они определяют место, — авт.) работают так, как им сказал директор. Им сказали: «Не пущать!» — не пущаем. При этом «Похоронный дом» хоронит за пределами кладбища, есть доказательства. Они смеются и открыто говорят: «А что вы ходите, жалуетесь? Нам Болышев (замглавы по благоустройству и строительству городских объектов, — авт.) разрешил».

Олег Журавлев, и.о. директора МУП «Ритуал»:

— Антимонопольное законодательство, безусловно, важная часть нашего законодательства. Но если мы будем ставить его во главу угла везде, мы дойдем до абсурда. На заседании говорилось, что буквально все услуги должны выставляться на конкурс, и пусть, дескать, в нем участвуют свердловчане. По закону, выиграть должна та компания, которая предлагает ниже цену. Но представьте: человек умер ночью, лежит на улице. Сколько будет он лежать, пока из Екатеринбурга приедет машина (выигравшей компании), чтобы отвезти его в наш морг? Да, надо ориентироваться на конкурс, но подходить к делу нужно разумно.

Марина Пушкарева, замруководителя УФАС по Свердловской области:

— В подобных случаях органы местного самоуправления, как правило, неверно определяют функции специализированных похоронных служб. И сами службы здесь не виноваты. Что они могут сделать, если Дума принимает решение, по которому специализированная служба занимается всем, от выделения места, до обслуживания кладбища? Они являются хозяйствующим субъектом. Но вопросы, связанные с организацией работы кладбища, это не хозяйственная деятельность — это функции органа местного самоуправления. И осуществлять их может только муниципальное учреждение, которое должно быть независимо от тех предприятий, которые работают на рынке. Устранять нарушения, признаки которого мы видим в Первоуральске нужно Думе и администрации.

«Вы знаете, не хотел бы вдаваться в причины конфликта между индивидуальными предпринимателями и МУПом, — сказал после заседания Олег Журавлев. — Они настолько прозрачны и просты, связаны с меркантильными такими вещами, но не хотелось бы это выплескивать».