Мы возвращаемся в лихие 90-ые?

Дмитрий Целовальников, депутат первоуральской Думы, врач-анестезиолог ГБ №1:

Дмитрий Целовальников, депутат первоуральской Думы, врач-анестезиолог ГБ №1:

— В начале мая Госдума приняла новый федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который уже вызвал массу вопросов и непонимания со стороны россиян. Суть этого закона в том, что вся бюджетная сфера муниципальных образований — и здравоохранение, и образование, и культура — отправляется в «свободное плавание».

В законе написано, что бюджетная организация имеет право заниматься приносящей доход деятельностью. То есть может зарабатывать. Это значит, что бюджетным учреждениям разрешено оказывать гражданам платные услуги.

Все как обычно — хотели, как лучше, а получится, скорее всего, как всегда. Посыл, с одной стороны, понятен: государство хочет официально развязать руки бюджетникам, дать возможность зарабатывать. К тому же государство пытается как-то изменить сознание наших людей, что ничего «бесплатного» быть не может.

Ведь не секрет, что многие у нас любят зарабатывать, но не платить налоги. В 80-ых годах у нас в больнице появлялся дай бог один человек в год, у которого в истории болезни было написано: «не работает». Так вся больница сбегалась посмотреть на этого героя!

Сейчас же «не работает» множество людей, точнее, официально не работает. Конечно, я понимаю — дети и пенсионеры: одни еще не успели, другие уже отработали. Но трудоспособное население как же? Работают «сами на себя», не платят налоги, но ходят в больницу, водят детей в школу. А ведь те, кто обслуживает этих людей, должны получать зарплату — и как раз с налогов.

На мой взгляд, инициатива Госдумы направлена именно на это: чтобы заставить людей, не желающих платить налоги, все-таки вносить свою лепту в финансирование бюджетных учреждений — больниц, школ и т.п.

Как будет организована эта реформа — пока неизвестно. На сегодняшний день принят только закон, а нормативов еще нет. Уже известно, что бюджетные учреждения будут работать по госзаказу: например, в школах будет так называемый образовательный стандарт, куда войдет часть предметов, а остальные будут преподаваться за дополнительную плату.

Полученные деньги учреждение сможет тратить по своему усмотрению — на развитие, на повышение зарплаты работникам и так далее. Данный посыл закона неплох, благие намерения — повышение заработной платы, укрепление финансовой базы и т.д.

Но нет единых общероссийских стандартов, что приведет в свою очередь к вакханалии, каждый субъект РФ сможет принимать свой стандарт, который будет отличаться от соседнего региона, и где-то будет густо, а где-то и пусто, все будет зависеть от того, насколько богат данный регион.

Думаю, что в больнице услуги останутся бесплатными только для детей и пенсионеров. А для работающих бесплатной будет, возможно, только экстренная помощь, а вся плановая — за деньги. Причем мы это уже проходили — в лихие 90-ые, когда финансирование было нулевым. У нас в больнице в те времена был перечень платных услуг. Человек приходил с направлением, платил в кассу, а затем ложился на операционный стол.

В этих переменах есть и подводные камни. Например, хроническибольной гражданин должен пройти курс лечения, который не попадает в перечень бесплатных услуг. Значит, ему нужно приготовить некую сумму. А если он ее не набирает, ему что, не лечиться?

А лучше ему не становится, и в результате у него вместо хронического заболевания — острое, и операция нужна срочно, но в более сложных условиях. А вот она уже бесплатная. Получается, человек вынужден затягивать свою болезнь, чтобы получить бесплатную помощь.

У нас в реанимации девять коек, все заняты. Восемь человек — это те, кто получил травмы: обгоревшие, после катастроф, имеющие черепно-мозговую травму. Это бесплатные больные, а их лечение достаточно затратное: самая легкая патология стоит от 1,5 тысяч рублей по территориальному стандарту оказания помощи (срок нахождения в реанимации — сутки).

В позапрошлом году мы получали дотации на реанимационное отделение, однако эти деньги покрывают только четвертую часть реальных расходов. А в этом году дотирования реанимации уже нет. Как мы должны себя вести? Брать деньги с больных мы не можем, они в коматозном состоянии лежат. С родственников брать тоже права не имеем, к тому же, некоторые необходимые лекарства поступают только в больницы, в аптеках их нет. Что же нам, получать с людей деньги, затем ждать, пока придет лекарство, и только потом лечить больного?

На мой взгляд, в решении властей есть и еще одна подоплека: скорее всего, они рассчитывают на то, что такая мера приведет к популярности дополнительного страхования наших граждан. Как происходит за рубежом? У каждого есть полис ДМС, и это считается в порядке вещей.

Наше государство «забирает» 90% налогов, собранных в территориях, оставляя всего 10% на все, то есть мы с вами трудимся на благо страны приблизительно 6,5 дней в неделю и только полдня — на нужды территории, где живем.

А ведь крестьянин в феодальной России на барина работал всего два дня, а остальные пять — на себя. Думаю, что, оставляя хотя бы на 5% (а это половина годового бюджета города)  больше собранных с территории налогов, можно было бы решать проблемы более эффективно.

Новый закон вступает в силу уже с Нового года. Но остается множество вопросов, на которые ответы пока не даны.

ФЗ №83 вступает в силу с 1 января 2011 года, в срок до 1 июля 2012 года должны быть приняты все нормативные акты, определяющие механизм реализации этого закона.