В Первоуральске судятся за памятник

Администрация считает, что демонтированный мемориал павшим старотрубникам не представлял культурной или исторической ценности

В Первоуральске начинается судебный процесс по факту сноса памятника погибшим фронтовикам-старотрубникам. Истец — общественник Владимир Терехов — требует восстановить мемориал. Ответчики — Новотрубный завод и администрация города.

Памятник павшим старотрубникам демонтировали год назад накануне Дня Победы

«У нас в городе нет памятников»

В понедельник, 7 июня, состоялось предварительное слушание. Стороны обменялись документами, высказали друг другу свои аргументы.

По словам Владимира Геннадье-вича, ни Новотрубный, ни администрация исковые требования не признает. Основание — демонтированный мемориал никогда не состоял на учете в качестве исторического или культурного памятника, следовательно, не был внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия.

— Позиция их проста и понятна — раз памятник не стоял в реестре, то и нечего об этом говорить, — утверждает Владимир Терехов. — Есть закон «О памятниках истории и культуры». Для того, чтобы было финансирование, чтобы памятник узаконить, его нужно обследовать, оценить — все это ложится на местные власти. Закон действует с 2002 года, но у нас в городе никто никогда этим не занимался. И, видимо, заниматься не собирается, потому что Мосунов (начальник Управления культуры — ред.) выступал по одному из каналов и сказал: «Так у нас в городе ни одного памятника нет». Получается, сейчас можно  в любой момент прийти и убрать, например, того же Ленина с площади.

Обидно

Памятник воинам-старотрубникам был построен в 1975 году по решению руководства Новотрубного завода. В 1996 году мемориал был передан в муниципальную собственность, в хозяйственное ведение МПО ЖКХ. В 2004 году на заседании президиума Совета ветеранов было принято решение: мемориал снести, так как он начал разрушаться, но только после того, как все фамилии старотрубников будут перенесены на основную стелу у Вечного огня, которая расположена у центральной проходной предприятия. Кроме того, на территории цеха № 15 был воздвигнут еще один мемориал, дублирующий старый обелиск. Как утверждает руководство предприятия, для того, чтобы родственники погибших воинов могли свободно его посещать, с 3 по 9 мая организован «зеленый коридор»

Только после того, как были выполнены данные условия, памятник демонтировали. После этого последовали выступления общественников, которые недоумевали — почему, осуждая действия по переносу или разрушению памятников в странах бывшего СССР, у себя дома мы легко допускаем подобное?

— Обидно отношение к людской памяти, — говорит Владимир Терехов. — Но, получается, этим людям все карты в руки — сносить памятники сейчас самое милое время.

«Никто за нас ничего делать не будет»

Этой весной общественники, возглавляемые Владимиром Тереховым, организовали пикет на месте снесенного памятника. 9 мая Владимир Геннадьевич попытался провести еще одну акцию — он вышел на это место с фанерной звездой, но не смог дождаться праздничной колонны — его задержала милиция. Тогда суд принял решение в пользу истца: действия милиционеров были признаны незаконными.

Как будет сейчас — узнаем через две недели. Процесс по этому не тривиальному для Первоуральска делу назначен на 23 июня.

— Сейчас мы выходим в процесс, расписались за статью гражданского кодекса, которая предписывает, что бремя доказывания лежит на сторонах, — поясняет Владимир Терехов. — Суд только оценивает эти доказательства, а мы их предоставляем. Никто за нас ничего делать не будет, даже монитор для просмотра записи сноса памятника, мы должны сами это все обеспечить.

«Правильно сделали»

Александр Бунаков, председатель городского совета ветеранов войны и труда:

— Надоело уже, что бортуют ветеранскую организацию Новотрубного завода! Мы по этому поводу провели расширенное заседание совета ветеранов. Присутствовали и члены городского совета, и председатели первичных организаций, а их у нас 56, главу приглашали, представителей совета ветеранов Новотрубного и депутата Палаты Представителей Мелика Мори. Был там и бывший замдиректора по капитальному строительству Новотрубного завода, который рассказал, что вообще этот памятник делался как временный. Построили его к 30-летию Победы, думали, ненадолго, а в итоге вот сколько простоял.

Вот некоторые спрашивают — почему, когда в Грузии или Эстонии сносили памятники нашим погибшим воинам, мы возмущались, а когда у нас — поддерживаем? Потому что там это делалось по инициативе правительства и сносили капитальные памятники, построенные на века, а у нас все делается по инициативе ветеранов. Памятник, во-первых, разваливался, во-вторых, его невозможно уже было охранять. Правильно сделали, что снесли.

По поводу выступлений Терехова мы подготовили протест. Нам кажется, что человек таким образом завоевывает себе дешевую славу и популярность.