В Первоуральском храме Петра и Павла начали роспись стен

Идея украсить стены храма Петра и Павла иконописью у настоятеля появилась давно. Несколько лет витала в воздухе, ждала своего воплощения в жизнь. И только в конце прошлого года здесь начали работу в этом направлении, в связи с реконструкцией церкви

Кистью по святому

Свою работу Дмитрий Грехов и Андрей Барановских, выпускники Художественного училища им. Шадра, в первоуральском храме начали в конце прошлого года. Этот заказ стал для них первым самостоятельным полноценным проектом. Основы росписи по стенам храма изучали еще во время учебы. Говорят, главное здесь — умение.

Благовещение — на потолок

— Сначала я работал с иконостасами — занимался резьбой по дереву и подготовкой под позолоту, — говорит художник Дмитрий Грехов. — Помогал золотить купола в соборе Александра Невского в Ново-Тихвинском монастыре. Занимаюсь иконописью третий год. Расписывал стены в храмах Подмосковья, работал в городе Видное, Сарактаж Оренбургской области, Ессентуки.

Не в каждом храме есть такая роскошь, как иконопись, утверждает Дмитрий. Чаще встречаются фрески. Расписывают стены святыни специальными акриловыми красками — рисуют по сухой штукатурке. Слой ложится на каждый сантиметр — работа кропотливая, неспешная, ответственная.

— От себя ничего не рисуем, — рассказывает художник Андрей Барановских. — Сначала мы готовимся, читаем литературу, подбираем информацию. Решаем, что и где может располагаться. Икона — это же не просто картина, это определенный символ. Нужно расписывать стены по канонам, по правилам. Жесты, мимика — это все очень серьезные вещи.

— Мы здесь постоянно узнаем что-то новое, пока работаем, — добавляет Дмитрий. — Я думаю, это пригодится нам дальше в работе. Ведь невозможно знать и уметь все сразу. Например, сначала мы хотели Успение и Благовещение написать на западной стене храма, но нас остановили: сказали, что нельзя. Перенесли этот сюжет на потолок.

Предел посвятили священникам

По словам иконописцев, написать на стене одну фигуру проще, чем несколько, в ансамбле, так как необходимо еще продумать композицию, предугадать, насколько удачно она будет смотреться и где лучше ее расположить.

— Поскольку храму всего 20 лет, решили посвятить его предел священникам, которые были убиты или замучены после революции — в период с 1917 до 1937 года, — рассказывает Дмитрий, — после смерти они были причислены к лику святых. Сначала сделали южную и северную стены, потом торцевую, западную, затем — арку. Теперь остался потолок. На нем будет четыре композиции, посвященные Богоматери: Рождество, Введение во храм, Благовещение, Успение. Арку украсили изображением Спаса нерукотворного в окружении ангелов. Царская семья будет на западной стороне. С другой стороны — уральские священники, сверху — Державная икона, чтобы объединить эти композиции.

Спас Нерукотворный украшает верх арки, отделяющей предел от основной части храма

К празднику Петра и Павла 12 июля иконописцы планируют закончить два ряда изображений пророков, которые пишут сейчас. Дальше планируют начать работу в алтаре либо в центральной части храма. Сейчас еще решают, какие именно рисунки украсят стены там. Предполагают, что можно изобразить Крещение Иисуса, Рождество и Преображение господне. А под куполом — сошествие в ад.

Рисуют в стиле Диониса

Когда смотришь на готовые работы Андрея и Дмитрия, невольно рождаются ассоциации с красивыми картинами, описывающими библейские сюжеты, которые я видела в православных книгах. Художники говорят, что они рисуют в стиле иконописца Диониса и ориентируются на византийскую роспись.

— Обожаю орнаменты! — признается Андрей Барановских. — Здесь и простор для творчества — можно попробовать придумать что-то свое, разнообразие внести, и нет канонов и требований, как именно их нужно писать. Но орнаменты и цветы играют только декоративную роль. Самое сложное — это одежда святых. Если что-то пошло не так, приходится стирать и заново рисовать. Лики в этом плане писать проще: есть специальная краска, она идет под цвет кожи. Создает «фон», на котором уже прописываются черты лица.

— Каждый цвет в иконописи имеет свое значение, символику, — рассказывает Дмитрий. — Желтый вообще не используется, а черный — только если нужно изобразить преисподнею. Синий — это цвет неба, красный — царской власти, мученичества. Белый — это чистота, зеленый — присутствие духа. Золотой — божественный цвет. Он используется в качестве фона у иконы, нимбы рисуют золотыми. Остальные оттенки исполняют уже только декоративную роль.

Сначала наносится фон, а затем уже сам рисунок. Сверху покрывается связующими красками, чтобы они закрепили готовую работу. Росписью стен в Храме Петра и Павла екатеринбургские художники занимаются несколько раз в неделю, с 10 утра до 17 часов. Столько времени рисовать и взбираться по лесам, расставленным у стен, говорят, привыкли. Справляются быстрее, чем планировали. Полностью храм такими темпами можно успеть расписать за два года. Это еще быстро, говорят Дмитрий и Андрей. Например, стены одного из храмов в Ессентуках расписывали более пяти лет.

— Роспись — это не просто украшение стен. Наличие иконописи в храме говорит о том, что храм глубоко проникся исторической традицией, которая существовала не только на Руси, но и по всему миру. Каждый уголок в храме, расписанный библейскими сюжетами, несет в себе определенное значение.

Главный шаг

Отец Василий, настоятель Прихода Иверской иконы Божией матери и Прихода имени Николая Чудотворца:

Когда прихожанин попадает в эту обстановку, созданную за счет росписи, он переживает новые эмоции очень живо. Удивительная связь, гармоничная. Иконопись — это призыв к глубине духовной грамотности человека. Это первый шаг, самый главный шаг для храма.

Иконопись как урок для человека

Отец Владимир, настоятель Храма имени Смоленской иконы Божией матери:

— Темами для росписи стен храмов становятся библейские события, по которым можно проследить процесс духовного развития человека. Как в нашей обычной жизни есть неотъемлемая часть памяти — портреты, события, которые мы фиксируем на фотопленку, так и здесь отражаются значимые моменты священного писания. Картины для иконописи отражают события из разных времен церковной жизни. Роспись — это своеобразная икона, первообраз. Напоминание, какой урок из этого события или образа мы должны вынести.

Удобнее расписывать стены храма сверху вниз, чтобы не накапать на готовые работы. Но в Храме Петра и Павла двигаться пришлось наоборот: пока готовили верхнюю часть стен под иконопись, художники взялись за нижнюю.

Автор: Марина МОДЕНКО