Что делать, если причиной аварии стало плохое качество дорожного покрытия?

К автомобильным дорогам и улицам существуют требования, к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Эти требования изложены в ГОСТе №50-597, 1993 года.

Предельно допустимые размеры выбоин, просадок и ям или кочек, наоборот, не должны превышать по длине 15 см, по ширине — 60 см и глубине — 5 см. Если хотя бы один из этих размеров превышает допустимые величины, то уже яма, неровность или просадка на дороге считается не соответствующей ГОСТу и должна быть заделана. Люки смотровых колодцев должны выступать или быть провалены от покрытия не более, чем на 2 см. А устранение этих недостатков, то есть люков, колодцев, следует осуществлять в течение суток с момента их обнаружения.

Кроме того, разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть проведена в течение не более трех часов.

Если размеры ямы меньше, то считается, что дорога соответствует предъявленным требованиям ГОСТа. Если водитель попал в такую яму и автомобиль получил повреждения, это считается обыкновенным дорожно-транспортным происшествием. И действия водителя должны быть такие же, как описано в правилах дорожного движения при попадании водителя в дорожно-транспортное происшествие.

— нужно звонить по телефону доверия 27-04-20.

— первое, что должен постараться сделать водитель, — это найти свидетелей, которые видели, как он в эту яму попал. Пусть это будет хоть продавец киоска, либо водитель сзади идущего автомобиля, или пешеход — нужно зафиксировать их фамилии, телефоны, ну, или хотя бы просто номер автомобиля. 

С этими свидетелями лучше вместе составить схему и попросить подписать их эту схему. На схеме очень важно указать размеры этой ямы, в которую вы угодили, и расстояние, в котором находится эта яма — от края, от бордюра дороги. В принципе, будет достаточно указать, напротив какого дома, напротив какого киоска, и как можно точнее привязать яму к дороге. Самое лучшее, если у вас с собой окажется фотоаппарат и вы сфотографируете эту яму, крупно, чтобы было видно ее размеры, положив туда какой-нибудь предмет вроде зажигалки, а еще лучше линеечки с делениями. А также издалека, чтобы было видно, как эта яма привязана территориально к какому-либо дому, перекрестку, киоску и так далее.

Дальше с этими материалами нужно ехать в ГИБДД. Там объяснения очень важно писать таким образом, чтобы было ясно, что водитель не имел технической возможности избежать наезда на яму. Либо яма была в луже, то есть вся покрыта водой, и водитель не имел возможности ее увидеть. Тем самым, водитель, двигаясь со скоростью 20 км/ч, в эту яму мог провалиться, получить повреждения, либо перед водителем ехал какой-нибудь крупногабаритный транспорт, который пропустил ее меж колес, водитель был зажат потоками с двух сторон и не имел возможности отвернуть от ямы, а экстренное торможение не позволило избежать наезда. Потому что иначе в дорожных правилах есть пункт 10.1, согласно которому водитель должен вести транспортное средство со скоростью, позволяющей избежать дорожно-транспортное происшествие, а при возникновении опасности, которую он в состоянии обнаружить, должен предпринять меры по снижению скорости вплоть до полной остановки.

В объяснениях надо указать показания свидетелей, которых вы заблаговременно успели записать на месте ДТП. Это абсолютно те же действия, которые надо производить водителю и при обычном ДТП. Если инспектор будет отказываться принять объяснение, если он будет затягивать оформление ДТП, если оформление будет продолжаться более одного часа, то следует обратиться к командиру взвода или к начальнику ГИБДД. Итак, после того, как вы оформили ДТП в ГИБДД, вам нужно определить: какая дорожная или эксплуатационная служба несет ответственность за состояние данного участка дороги либо за данный канализационный люк.

Это можно сделать там же в ГИБДД. Там есть старший государственный инспектор дорожного надзора. С ним необходимо побеседовать и выяснить, кто несет ответственность за данный участок дороги. Обычно этот инспектор довольно лояльно относится к просьбам водителей, помогает найти виновников, сообщает адреса, телефоны.

Далее необходимо назначить время проведения оценки, пригласить руководителя дорожной службы телеграммой за трое суток, вместе провести калькуляцию и оценку стоимости ущерба, а после этого еще раз можно обратиться в дорожную службу, с досудебной претензией.

Алгоритм действий при ДТП (яма, выбоина и т.п.)

1. Зафиксировать транспортное средство

2. Включить аварийную сигнализацию

3. Выставить знак аварийной остановки

4. Вызвать сотрудников ГИБДД

5. Принять меры к установлению очевидцев, свидетелей ДТП

Особо обратите внимание свидетелей на состояние дорожного полотна, размеры ямы, наличие или отсутствие ограждений и соответствующих дорожных знаков

6. Зафиксировать яму на видео, фото, аналогично — автомобиль и его повреждения

Общий ракурс, размеры с применением рулетки или иных измерительных средств — ширина, глубина, длина; уклон дороги.

Если покрытие не соответствует нормативам, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости — заграждение с предупредительными сигнальными огнями. За городом знаки дублируются. Согласно действующему в России ГОСТ 50597­93  максимально допустимые на дорогах размеры ям, выбоин, просадок полотна и т.п. составляют по длине 15 см, по ширине — 80 см, по глубине — 5 см. Все, что больше этих размеров хотя бы по одному параметру, должно быть огорожено и обозначено. Открытых люков вообще быть не должно! С момента обнаружения ямы ГОСТом отводится «не более суток» дорожникам, чтобы все поправить. А на люки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующим знаком.

На замену разрушенной решетки или люка отводится время «не более трех часов».

7. Зафиксировать отсутствие/наличие знаков, ограждений, освещенность, состояние дороги

Отсутствие ограничения скорости, предупреждающих знаков о плохом состоянии дороги.

8. После прибытия сотрудников ГИБДД оформить документы на ДТП

Справка о ДТП, схема, протокол ОМП, акт на дорожные условия (акт выявленных недостатков в содержании дороги); объяснения.

Примите самое действенное участие в составлении протокола. Потребуйте, чтобы схема составлялась в присутствии понятых и в ней были правильно и точно отражены все обстоятельства дела — размеры ямы, зафиксировано отсутствие дорожных знаков и ограждений. Потребуйте, чтобы вам немедленно на месте аварии выдали копию протокола.

Часто судьи при рассмотрении дела указывают на то, что на схеме не видно тормозного пути — прямо там напишите причину, по которой его не видно, например, работа АБС или дождь.

9. Получить документы в ГИБДД

Административный материал, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

10. Определить ответчика — организацию, ответственную за состояние и обслуживание дороги

Это можно сделать в  ГИБДД или администрации города

11. Оценка ущерба

На оценку надо заказным письмом или телеграммой пригласить представителей от дорожной службы. Они, скорее всего, не приедут, но важно, что вы их приглашали и они «надлежаще уведомлены», так что корешки от заказного письма/телеграммы сохраните. Также сохраните все чеки за оплату услуги.