Плата за обучение в музыкальной школе Первоуральска может измениться

Сейчас в музыкальной школе пока каникулы

Информация о том, что Первоуральская детская школа искусств со следующего учебного года откроет свои двери только чадам платежеспособных родителей и вообще, согласно новому закону, перейдет на самоокупаемость, не дает покоя многим людям. Мы решили выяснить — насколько данные опасения справедливы?

Устами директора глаголит…

На сегодня все занятия в музыкальной школе проводятся бесплатно. Исключение составляют лишь дополнительные образовательные услуги, которые по закону могут предоставляться за деньги — это тот же самый кружок, когда ребенок учится играть на инструменте, но не получает диплома.

— До 2007 года поступившие к нам первокурсники платили только вступительный взнос — 250 рублей, но сейчас такого нет, — утверждает директор Евгений Люненко. — Что же касается информации о переходе на самоокупаемость, могу заверить, что все это только слухи. В данный момент об этом не может быть и речи.

Евгений Сергеевич предположил, что появление слухов связано с недавно вышедшим Законом об изменении статуса бюджетных учреждений. Мол, многие толкуют его превратно, считая, что школа тут же должна изменить принцип работы, хотя на самом деле этого пока не произойдет.

— Вы подумайте, как мы сможем сами себя обеспечить? У нас банально нет материально­технической базы, многие инструменты не обновлялись с 70­х годов прошлого века, та же ситуация со зданием школы, не хватает помещений, — рассуждает директор, сидя во главе стола в своем небольшом и не по­директорски простом кабинете. — Еще одна проблема, которую повлечет переход на самоокупаемость, — отток учащихся. Я не строю иллюзий по поводу того, что все наши ученики смогут платить за музыкальное образование.

В пыли, за старым фортепиано

Даже в разгар каникул в здании музыкалки не смолкают аккорды.

Дети отдыхают, но их учителя все равно в школе, готовят ее к новому учебному году, который начнется, к сожалению, без существенного пополнения. Если в прошлом году, по словам педагогов, было набрано только 25 детей для обучения игре на фортепиано, то в этом, возможно, что общее число музыкальных новобранцев не превысит 20 человек.  «Если так будет продолжаться еще несколько лет, школа вымрет сама собой, так и не дождавшись вступления в силу нового закона», — говорят педагоги. Они странно, но предсказуемо противоречат словам директора. Оказывается, в школе искусств есть и платные места, хотя их значительно меньше «бюджетных», и о самоокупаемости здесь слышали, да и не раз — ждут ее, как страшного суда. Педагоги все для себя уже посчитали: сколько придется платить ученикам, чтобы их преподаватели смогли прожить. Сумма получается внушительная, а зарплата — унизительная…

Точки над «i»

— Согласно закону об изменении статуса бюджетных учреждений, все муниципальные организации, в том числе и детская школа искусств, перейдут на новый режим работы с января 2012 года. Они будут получать финансирование только в рамках государственного заказа (например, определенное количество учеников). Остальная деятельность будет проводиться как коммерческая, если, конечно, организации позволяют ресурсы: ученики будут приниматься на конкурсной основе на бюджетные и коммерческие места, по той же схеме, как проходит поступление в вуз, — пояснил начальник Управления культуры Александр Мосунов. — Предстоящий учебный год музыкальная школа будет работать в старом режиме. Единственное существенное изменение в том, что набор учащихся в нее в этом году будет ограничен. Это связано с уменьшением объема финансирования, выделенного из городского бюджета детской школе искусств.

— А что ждет музыкальную школу после вступления в силу нового закона?

— Думаю, сначала последует отток желающих заниматься музыкой. Это заставит педагогов искать новые методики преподавания и подходы к детям. По мере совершенствования системы преподавания и привлечения учащихся в школу, легализованная коммерческая деятельность позволит обновить материальную базу школы, чего не могло сделать бюджетное финансирование.

Ольга Ошуркова, мама учащейся школы:

— Мы никогда не платили за музыкальную школу. Единственное, это когда поступала старшая дочь, мы отдали рублей двести, как единоразовую оплату. Сейчас в музыкалке занимается младшая, и мы не платим ни копейки. Наверно, если бы пришлось платить, то мы не отказались, ведь ребенку нравится заниматься музыкой.