В актовом зале клуба имени Ленина на официальном часовом собрании — все сотрудники «Варианта» и представители администрации города. Судя по тону общения, становится понятно, что происходит нечто серьезное. Но как только фигуры корреспондентов «Городских вестей» появляются в дверях, Лариса Казина, пресс-атташе театра, в буквальном смысле слова срывается с места, показывая нам знаками, что, мол, «проход воспрещен», и пытается вытолкать нас из помещения. На мой вопрос, какое право она имеет применять физическую силу по отношению к представителям СМИ, мне ответили, что «здесь журналистам делать нечего», тогда как представители из других газет и местного телевидения мирно сидели рядом с труппой актеров. Это уже не первый случай грубого отношения к сотрудникам «Городских вестей»: Лариса Георгиевна не раз позволяла себе делать нелицеприятные заявления в адрес журналистов городского еженедельника. В этот раз «вариантовцы» пообещали объясниться с прессой на брифинге: «Нужно для начала поставить все точечки над «i», чтобы все понимали происходящие процессы и не искажали информацию, потому что пока все бурлит».
Подчиняться или увольняться?
— Есть вещи внутренние, которые не надо пока показывать, — говорит Татьяна Стрежнева, член правления Союза театральных деятелей Екатеринбурга. — Когда семья разбирается внутри себя, она же не выносит сор из избы. У вас театр в городе действительно хороший, когда в нем случаются какието катаклизмы, это «жареное» начинают все клевать… И это негативно скажется на его деятельности. Когда они разберутся, все это прояснят, и потом уже какието моменты вам скажут.
— В чем лично я очень сильно сомневаюсь, — добавил Дмитрий Коньков, корреспондент «Новой еженедельной газеты».
Актеры «Варианта» нервно курят на улице перед входом в клуб Ленина. Между собой обмениваются короткими фразами, например, «Я не понимаю, зачем все это?», «Подчиняться или увольняться?». На вопросы журналистов о том, что здесь происходит, тактично «отмахиваются»: «Да так, ничего…». После официального собрания с новым руководителем театра их ожидает плановая репетиция — работа идет полным ходом, несмотря на то, что фактически «Вариант» пока находится без руководителя.
Постановлением главы города на днях были внесены изменения в устав муниципального учреждения «Театр драмы «Вариант»: упразднили должность художественного руководителя, вместо него ввели директора — назначили им Юрия Крылова, директора Централизованной клубной системы. Личность эта городу и театру известная, однако актеры смену руководства воспринимают болезненно.
— Очень многие люди в театре, прежде всего, актерский состав, не понимают происходящих процессов, — считает начальник Управления культуры Александр Мосунов. — По большему счету, им, может быть, и не нужно разбираться в вопросах финансирования, организационных моментах, потому что перед ними стоят совершенно определенные задачи — играть. Но, к сожалению, благодаря предыдущему руководству, ситуация наэлектризована до предела. Люди говорят о таких вещах, которых, собственно говоря, не понимают. И это непонимание на данный момент нужно снять.
Так будет лучше
К тем, кто раньше управлял театром, на данный момент администрация города имеет ряд претензий. Новое руководство считает, что перемены здесь только к лучшему — они пойдут на пользу театру.
— В 2007 году в Первоуральске была проведена областная коллегия Министерства культуры по состоянию «Театра драмы «Вариант», — говорит Татьяна Стрежнева, член правления Союза театральных деятелей Екатеринбурга. — По всем его вопросам: творческим, финансовым, социальным и прочим. Тогда было вынесено восемь рекомендаций, ни одной из которых, к сожалению, за три года не было выполнено. Театр вступил в новую фазу развития, и, безусловно, учредитель — в данном случае администрация города — имеет право менять структуру руководства театра — для его же развития. Сейчас для нового руководства театра предстоит сложный этап, для того, чтобы найти общий язык с труппой, взаимопонимание с учредителем и выстроить эти взаимоотношения на должном уровне. И очень хочется, чтобы театр «Вариант» нашел свое достойное место не только в Первоуральске, но и вышел на дальнейшие пути в театры Екатеринбурга и России.
Бывший худрук театра Сергей Губарь пока вежливо отказывается комментировать происходящее. Когда мы дозвонились до него, Сергей Николаевич только сказал: «От моих комментариев зависит непонятная судьба театра. Поймите меня правильно».
«Премьеры должны быть»
В свое время новый руководитель театра Юрий Крылов сам играл в «Варианте» — прошел путь от актера до заведующего постановочной частью. Затем покинул театр и создал свой частный творческий центр «КРиК», который просуществовал девять лет, за это время дав городу и области около 8,5 (!) тысячи спектаклей. Занимались благотворительной деятельностью, работали на гастролях — в общем, делали все то же самое, чем живет любой театр.
Юрий Анатольевич успокоил труппу, что театр «Вариант» останется самостоятельной творческой единицей, не войдет в состав Централизованной клубной системы. Должность главного режиссера «Варианта» пока вакантна. Отсутствует тот человек, который по уставу отвечает за всю творческую деятельность. Пока решили прибегнуть к практике приглашения режиссеров из других театров страны.
Сейчас в «Варианте» утверждают штатное расписание. Новое руководство считает, что для начала нужно выработать репертуарную политику, и когда учредители и сам театр «дозреют» до конкретной кандидатуры главного режиссера, тогда он и будет. А пока об этом говорить еще рано. Тем не менее, работа в рамках проекта «Новая драма. Театральная лаборатория: поиск счастья» продолжается: первый приглашенный уфимский режиссер Эдуард Шахов ставит с актерами театра спектакли по пьесам современных драматургов. В ноябре, ко Дню города Первоуральска, горожане смогут увидеть новинки репертуара «Варианта».
— Премьеры должны быть, — говорит Юрий Крылов, бывший директор ЦКС, новый руководитель театра «Вариант». — Театру быть в городе. Быть! На этом можно поставить точку. Как в дальнейшем будут протекать события, пока сказать сложно. На первом этапе первым делом нужно создать благоприятный моральнопсихологический климат в коллективе и наладить нормальную, спокойную, плодотворную работу. Когда этот вопрос будет решен, можно будет переходить к качественным подвижкам вперед, но при полной поддержке Союза театральных деятелей, администрации нашего города. Единолично я такие вопросы решать не буду. Нужно приглашать специалистов и брать все лучшее из того, что уже создано.
Юрий Крылов, директор муниципального театра драмы «Вариант»:
— Я надеюсь, что мы найдем общий язык и ситуация в скором времени наладится. В крайнем случае, придется принимать непопулярные решения для оздоровления работы театра. Но это не означает, что будут какието чистки. Просто придется затянуть какието гаечки. Потому что на данный момент театр находится без руководителя.
Александр Мосунов, начальник Управления культуры:
— Если бы администрация не думала о сохранении и развитии театра, не было бы таких жарких споров, собраний и решений. Что касается реконструкции здания театра на Ленина, 18 — это чисто технический вопрос. Город, прежде чем принять какоето решение относительно данной стройки, принимает решение о том, что его нужно включить в план приватизации. Это единственный путь, когда можно будет на данный объект выделить средства для проведения современной экспертизы — финансовой и строительной — и понять, насколько данный объект «потянет» в сегодняшних ценах, насколько он соответствует всем требованиям и ГОСТам. Эта экспертиза должна состояться до конца этого года. После того, как Комитет по управлению имуществом получит всю необходимую документацию, он вынесет все это на заседание Думы. И там уже примут решение: самостоятельно завершать строительство или выносить объект на приватизацию. Механизм довольнотаки прост. Если его понимать.