Затянулось

Программа утилизации старых автомобилей продлится и в 2011 году

Вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство сдается на пункт утилизации при соблюдении следующих условий: имеет разрешенную полную массу не более 3,5 тонн; его возраст более 10 лет, т.е. 1999 года выпуска и старше; находилось в собственности у последнего собственника более одного года.

В следующем году государство потратит на программу утилизации 13,5 млрд рублей — из них 8,5 млрд пойдут на погашение долгов перед дилерами по программе утилизации за этот год, а оставшиеся 5 млрд направят на новый этап утилизационной программы. Таким образом, утилизационная программа в России может продлиться не полгода, как планировалось изначально, а полтора года. «Авто.Лента» попыталась разобраться, как продление программы отразится на российской экономике и получат ли от этого выгоду обычные покупатели.

Заграничный автохлам

Программа утилизации стартовала во многих европейских странах в конце 2008 — начале 2009 года, когда автомобильный рынок начал испытывать спад, однако еще не достиг так называемого «дна». С декабря 2008 года утилизационная программа началась во Франции и Испании, с января 2009­го — в Германии, Португалии, Люксембурге, с февраля — в Италии и Румынии, с апреля — в Великобритании.

В среднем утилизационные программы длились в Европе в течение года. Так что к началу ввода подобной программы в России, 8 марта 2010 года, у чиновников уже была возможность сделать определенные прогнозы относительно ее эффективности. А эффективность могла быть значительной — несмотря на кризис мирового автопрома, к концу 2009 года продажи новых автомобилей в Германии выросли на 26% по сравнению с началом года. Аналогичная ситуация наблюдалась во Франции (рост продаж на 7%). Кроме того, к концу года начали значительно расти продажи машин в Великобритании и Франции.

Итак, российское правительство решило пойти по тому же пути, что и европейские страны, правда, с некоторыми поправками, которые значительно изменили направление программы.

Что не так?

Российские власти взяли на вооружение ту же схему обмена старого автомобиля на скидку. В Европе она колебалась в пределах от 1500 до 5000 евро и предоставлялась гражданам, которые сдавали в утиль автомобили возрастом 9­15 лет (в зависимости от страны). Главное условие программы в большинстве стран заключалось в соответствии новых автомобилей норме экологичности. В России решили обойтись без этого требования.

По словам аналитика ИК «Тройка Диалог» Михаила Ганелина, при наличии в российской программе жестких требований к экологичности под ее действие не смогла бы попасть часть продукции «АвтоВАЗа». А по замыслу правительства, утилизационная программа должна была в первую очередь помочь ему.

Кроме того, в европейских и российской программах различались критерии, на основании которых в них могли участвовать автопроизводители. В Европе обменять автомобиль можно было на любой новый, который подходил по экологическим требованиям — таким образом был сделан упор на подъем авторынка в целом. Российское же правительство стремилось в первую очередь поддержать свой автопром, поэтому действие программы распространялось только на те машины, которые были выпущены на территории России.

В результате европейцы смогли выбрать ту машину, которую они действительно хотели бы приобрести. Российских же покупателей возможности выбирать по сути лишили. Несмотря на то, что по цене большинство зарубежных моделей не могли конкурировать с отечественными, «за бортом» все же остались более или менее доступные Daewoo Nexia или ZAZ Chance (преемник Chevrolet Lanos).

Зато работают заводы

Выигрыш российских автопроизводителей бесспорен — заработали заводы, причем главным образом российские. Россияне приобретали также марки Ford, Renault и Chevrolet, однако на них приходилось всего 10% от общего объема выданных сертификатов. Повышенный интерес к своим моделям заметил УАЗ, который в первом полугодии продал в рамках программы 2,3 тысячи машин из 17 тысяч, реализованных в тот же период.

По мнению Михаила Ганелина, программа утилизации старых автомобилей была выгодна для российской экономики, поскольку по сути сохраняла работу тысячам людей. Однако аналитик отметил, что государству следовало бы раньше задуматься о стимулировании спроса — как это сделали в Европе. Вместо этого в 2009 году правительство просто вливало деньги в автопроизводителей.

Так, «АвтоВАЗ» в 2009 году получил от Ростехнологий 32 млрд рублей. Данные средства могли частично помочь модернизировать завод, однако они не могли сделать главного: в короткие сроки повысить привлекательность его автомобилей среди населения. К тому же, модернизация — процесс длительный. Между тем, программа утилизации помогла бы быстро увеличить спрос на автомобили, в том числе на «Лады».

Благодаря программе утилизации, за несколько месяцев «АвтоВАЗ» значительно увеличил продажи. В частности, в июле и августе завод продал в рамках программы почти половину реализованной продукции. Особым спросом пользуются классические модели — Lada 2105/2107, которые уже третий месяц становятся самыми продаваемыми автомобилями в России: если в июле россияне приобрели 10 тысяч таких машин, то в августе — уже 16 тысяч.

Очевидно, что «АвтоВАЗу» невыгодно завершение программы до тех пор, пока не упадет спрос на их пусть и дешевые, но морально устаревшие машины. Однако существует еще один завод, который не успел принять участия в программе, но так же прилично задолжал государству — это Ижевский автомобильный завод. Именно Герман Греф, президент Сбербанка (главного кредитора «ИжАвто»), попросил премьер­министра Владимира Путина продлить программу утилизации на следующий год — долг предприятия перед Сбербанком составляет около 8,5 млрд рублей, при этом оно лишь недавно возобновило выпуск автомобилей, на которых сложно «выехать» из кризиса — Lada 2104 и ИЖ­27175.

Между тем, в марте 2011 года на «ИжАвто» будет перенесено производство «семерок». В случае, если спрос на них сохранится, завод сможет частично заработать на программе утилизации.

Экономично для страны

Еще в середине 2009 года американские исследователи попытались проанализировать эффективность программы утилизации и пришли к выводу, что она не всегда будет полезна для экономики страны. Уничтожение автохлама и замена его на новые, более экологичные машины требуют от государства значительных вливаний.

Однако российскому правительству требовалось спасти отечественную автопромышленность, а вместе с ней сохранить рабочие места на заводах. Несмотря на то, что программа оказалась затратной для европейских стран, России даже удалось получить выгоду. По подсчетам Минпромторга, доходы государства в рамках программы превысят расходы как минимум в полтора раза — за счет налогов с продажи, а также различных отчислений в государственные фонды.

В целом, эксперты считают, что выделение дополнительных средств на продление программы утилизации в 2011 году не пойдет во вред экономике. Как заметил Михаил Ганелин, выделение 5 млрд рублей — это, скорее всего, шаг, необходимый для плавного завершения программы утилизации. В случае, если правительство заметит, что российский автопром может развиваться без дополнительной поддержки, то средства на программу направляться больше не будут.

Если 5 млрд рублей будут выделены, то именно на завершение программы, считает аналитик компании «Финнам» Дмитрий Баранов. Скорее всего, государство ограничит программу определенными сроками, когда поймет, что ее можно завершать безболезненно для автопрома. При этом Баранов считает, что российские автозаводы уже сейчас готовы работать без господдержки — рынок оживает.

А что народу?

В следующем году правительство ждет еще одна задача по спасению автопрома — необходимо повысить продажи «ГАЗелей» Горьковского автозавода. Помочь этому может программа по утилизации коммерческого и грузового транспорта, проект которого до сих пор не подготовлен. Главными «клиентами» данной программы, которые смогут извлечь из нее какую­то выгоду, станут юридические лица — основные владельцы тяжелогрузного и пассажирского транспорта в России.

Тем не менее, скорее всего, программа утилизации грузовиков также будет положительно оценена нашим правительством — как и ее «легковая» версия. В конце концов, в этом году программа смогла выполнить свою основную задачу — помочь автопрому.

Однако многих россиян программа оставила с тем, что было — даже тех, кто успел приобрести новую «Ладу». Ведь им по­прежнему приходится ездить на морально устаревших автомобилях невысокого качества, и очевидно, что ездить придется еще долго.

Главная проблема российской программы утилизации заключается в том, что она откладывает начало той самой модернизации, на которую надеется правительство. Чем дольше создается искусственный спрос на «Лады» за счет премий за металлолом, тем меньше стимулов у отечественных производителей совершенствовать машины.

Продление программы откладывает появление на наших дорогах качественного и недорогого автомобиля еще как минимум на год. Впрочем, это ожидание и так уже затянулось.

Около 52% российского автопарка (12,5 млн автомобилей) занимают машины старше 10 лет.

Самые продаваемые в России машины (за первое полугодие 2010 года)

1. Lada Priora (59 960, +22%)

2. Lada 2105/2107 (51 367, +40%)

3. Lada Samara (49 046, +4%)

4. Lada Kalina (40 176, +25%)

5. Ford Focus (30 088, +3%)

6. Renault Logan (29 626, +16%)

7. Lada 4х4 (19 945, +75%)

8. Daewoo Nexia (18 580, +26%)

9. Chevrolet Niva (16 650, +41%)

10. Chevrolet Lacetti (14 552, ­19%)

% — рост (падение) по сравнению с первым полугодием 2009 года.

Куда везти старье и что купить взамен

  • TOYOTA: Ул. Новосибирская вторая (Альянс Мотор Екатеринбург), Сибирский тракт, 24б
  • FORD: Переулок Базовый, 38, Ул. Маневровая, 40, Ул. Высоцкого, 3
  • VOLKSWAGEN: Ул. Куйбышева, 81, Ул. Высоцкого, 3
  • RENAULT: Ул. Бебеля, 115; Сибирский тракт, 57а.
  • SKODA: Пр. Космонавтов, 6
  • FIAT: Ул. Турбинная, 40, Пр. Космонавтов, 11д, Ул. Высоцкого, 3
  • ISUZU: Ул. Маневровая, 43
  • OPEL: Ул. Фронтовых бригад, 27, Ул. Щербакова, 144, Ул. Металлургов 67
  • CHEVROLET: Ул. Фронтовых бригад, 27, Ул. Щербакова, 144, Ул. Металлургов, 67
  • TAGAZ: Ул. Маневровая, 40
  • ГАЗ: Ул. Селькоровская, 82б, Ул. Таганская, 60а, Пр. Космонавтов, 98
  • УАЗ: Ул. Таганская, 60а, Ул. Турбинная, 40
  • ВАЗ: Ул. Кислородная, 8, Переулок Базовый, 10, Ул. Черняховского, 66

Итак, желая получить заветную скидку в 50 тысяч рублей, владелец старого авто может пойти двумя путями:

Самостоятельно приехать к дилеру, выбрать понравившийся авто и получить пять копий сертификата на утилизацию. После этого автовладелец следует в ГИБДД по месту регистрации авто, где заполняет свидетельство о снятии с учета авто по утилизации. После прохождения этой процедуры в ГАИ возвращают 4 свидетельства со своими отметками, и счастливый автовладелец направляется на непосредственно саму утилизацию в выбранную компанию. Там вместе с автомобилем у него забирают еще один экземпляр сертификата. Далее своим ходом домой — ждать заветный новый авто.

Путь второй проще, но, как водится, дороже. Выбрав приглянувшуюся новую модель и автосалон, владелец может приехать на своей старушке прямо к дилеру и оформить на него доверенность. После этих процедур дилер самостоятельно сдаст ваше авто в утиль. Однако после обзвона нескольких дилеров выяснилось, что в этом случае дилер может запросить дополнительную плату за эвакуацию вашей «старушки» до места ее утилизации.

Подготовлено по материалам www.autolenta.ru