В Первоуральске есть всеми позабытая деревня

Константин Степанов со страхом ждет зиму

Сегодня в деревне Хомутовка, что близ Первоуральска, прописано всего шесть человек. Живет чуть больше. Это пожилые люди, которые ведут свое хозяйство и дышат чистым воздухом в нескольких километрах от города. Среди них и 79-летний Константин Николаевич Степанов.

— Правда, вот местные власти попросту забыли о том, что в нашей деревне еще живут люди, — вздыхает дедушка.

По его словам, как советская власть закончилась, так сначала «скорая» ездить отказалась, потом телефонная связь вырубилась, электроснабжение стало шалить. Проблемы обостряются зимой, когда небольшая деревушка на две улицы оказывается и вовсе в «снежной блокаде».

— До середины 90-х годов у нас и магазин на въезде стоял, продавец Анна привозила почту и пенсию. Около 40 голов крупного рогатого скота было на всю деревню, — рассказывает Контантин Николаевич. — А сейчас ничего нет: свет за 16 дней октября выключали семь раз, а наступит зима, и из-за сугробов у нас вообще всякая связь с городом пропадет.

Из Хомутовки в Первоуральск потенциально ведет две дороги: одна выходит на трассу Пермь-Екатеринбург, вторая — на Динас. Но обе они летом не ремонтируются, зимой — не расчищаются. Ту, что ведет на Динас, строили лет пять назад на деньги садоводов и жителей деревни. Собирали по 700 рублей. Но с тех пор и не обслуживали. Поэтому сегодня назвать ее дорогой язык не повернется.

До автомобильной трассы всего ничего — полтора километра, но и эта дорога, как выясняется, бесхозная. А потому и чистить ее зимой — некому.

— Зимой 2006 года у меня умерла сестра старшая, — вспоминает Константин Николаевич. — Десять дней мы не могли ее вывезти и похоронить. Тогда же я ходил на прием к мэру, Вольфу. Он сказал, — чистить не будем, если вам нечего делать, то берите лопату и вперед. Нынешним властям тоже почему-то не до нас. У меня астма и панкреатит, отчего два раза в неделю ко мне приезжает «скорая», чтобы поставить укол. А как вот зимой?

В предыдущие года жители договаривались с воинской частью. По словам нашего собеседника, 500 рублей на солярку дашь — они своим небольшим трактором почистят. В город съездить хватит. В прошлом году грейдер приезжал от Новоалексеевского СТУ. Что ждет хомутовцев этой зимой — не знает никто.

Ситуация не ясна

Николай Лесун, начальник Новоалексеевского СТУ:

— Деревню нам передали в прошлом году. Но никаких документов на дорогу найти не удалось. То есть фактически она сейчас бесхозная, — и не муниципальная, и не федеральная. Меня беспокоит то, что с приходом зимы деревня снова окажется отрезана от мира. Еще в апреле я написал письмо в правительство области с описанием проблемы, где указал на необходимость решения вопроса о постановке данной дороги на учет. Но ситуация до сих пор не ясна. Если ответа не будет, то нам придется изыскивать возможности и чистить дорогу, как это мы делали в прошлом году.