Открытое письмо к депутатам Первоуральской городской Думы

Дмитрий Логиновских

Неделю назад вы обсуждали проблемы, которые возникли в начале отопительного сезона. В общем-то, ничего нового. Из года в год одно и то же. Только у энергоснабжающей организации сменилась вывеска: было СКС, стало СТК. При этом энергетики, ссылаясь на бездействие местных властей и слабость управляющих компаний, ведут себя в Первоуральске, как хозяева. Хотя для подобного поведения у них нет оснований. Мы — жители города — через своих народных избранников просто временно предоставили им возможность немного поработать на муниципальных теплосетях. Поэтому нам непонятно, почему депутаты не задали в зале заседания гордумы несколько простых вопросов, как себе, так и руководителю СТК Сергею Ефимову, после чего, думаем, многое прояснилось бы относительно слабой подготовки наших сетей к отопительному сезону и той непомерной плате первоуральцев за плохое качество услуг, оказываемых компанией. А вопросы такие.

Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ № 306 от 29/05/2006 полномочия по установлению коммунальных нормативов отнесены к юрисдикции органов местного самоуправления. Чтобы правила игры на этом рынке для всех были понятны, срок действия этих нормативов не может быть менее трех лет. Однако в нашем городе последнее изменение нормативов потребления тепла было произведено Решением № 57 Первоуральского городского совета от 23 декабря 2004 г. За этот шестилетний период многое существенно изменилось: идет (хотя темпы оставляют желать лучшего, но об этом чуть ниже) оснащение многоквартирных домов приборами учета, более экономными теплообменниками, повсюду устанавливаются энергосберегающие стеклопакеты, да и эксплуатируются теплосети не за счет муниципальных финансов, а исключительно за счет жителей города с 2007 года. Тем не менее, с 2004 года потребление тепловой энергии населением рассчитывается исходя из нормы в 0,032 ГКал на 1 м2 в месяц.

Именно из-за наличия этого устаревшего норматива теплоснабжающая организация получает колоссальные, ничем не обоснованные барыши, в то время как простые горожане, да и управляющие компании, вынуждены переплачивать за поставляемое тепло.

В связи с этим — первое предложение к депутатам: так как сегодня имеется возможность оценить реальный расход тепла в домах различных типов на основании имеющихся приборов учета, для экономии средств жителей города и недопущения повторного «теплового вымогательства» со стороны теплоснабжающих компаний, просим инициировать пересмотр нормативов потребления тепла для домов, не оснащенных общедомовыми приборами учета, с тем, чтобы привести их к реально потребляемым размерам с учетом значительного качественного изменения характеристик жилого фонда. Просим при этом учесть, что теплоснабжающая организация не заинтересована в установке приборов учета, более того – препятствует согласованию при установке приборов учета УК и требует от них списочный состав жильцов для начисления платежей за тепло по нормативам. Именно поэтому возникали разногласия при установлении сумм оплаты тепла между УК и СТК, которые легли в основу судебных разбирательств.

А теперь обратимся к еще более интересным цифрам.

В Постановлении РЭК Свердловской области № 156-ПК от 21/12/2009, где расписаны тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые энергоснабжающими организациями Свердловской области, относительно городского округа Первоуральск говорится: п. 60.1. — передача тепловой энергии, вырабатываемой обществом с ограниченной ответственностью «Свердловская теплоснабжающая компания», г. Екатеринбург и Свердловской железной дорогой — филиалом ОАО «РЖД», г. Екатеринбург — 349,20 рубля за Гкал.

Исходя из анализа указанного выше Постановления, можно сделать вывод, что утвержденный тариф на ТРАНСПОРТИРОВКУ тепла по взятым в аренду МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТЕПЛОСЕТЯМ составляет 349,2 руб/Гкал, что является вторым по величине тарифом в области после одного из районов Екатеринбурга, и превышает усредненные значения тарифов по городам области более чем в 2 раза! Иначе, чем грабеж, такой тариф назвать просто нельзя.

К чему это привело? Давайте считать. Однако сразу хотим сказать, что мы занижали цифры, в реальности все может обстоять еще хуже.

1. Утвержденный шесть лет назад социальный норматив потребления тепла составляет 0,032 Гкал/кв.м. в месяц. При имеющемся жилом фонде в количестве 1500 многоквартирных домов, приняв жилую площадь каждого дома в 2000 кв.м. (36 квартир), имеем результат, что компания, эксплуатирующая тепловые сети, только за ТРАНСПОРТИРОВКУ тепла в период отопительного сезона ежемесячно взыскивает с горожан:

0,032 х 1500 х 2000 х 349,2 = 33 523 200 руб.

2. Утвержденный социальный норматив потребления тепла на подогрев горячей воды составляет 0,06 Гкал/куб.м., а норматив потребления горячей 3,89 куб.м. в месяц. При количестве жителей многоквартирных домов 80 000 человек имеем результат, что компания, эксплуатирующая тепловые сети, только за ТРАНСПОРТИРОВКУ тепла для подогрева горячей воды ежемесячно взыскивает с горожан:

0,06 х 3,89 х 80 000 х 349,2 = 6 520 262 руб.

3. Тариф на тепло с учетом транспортировки, указанный в квитанциях на оплату, составляет 895 руб/Гкал (несмотря на то, что утвержденный Постановлением РЭК № 154-ПК от 21/12/2009 тариф для СТК в Первоуральске составляет 747,98 руб/Гкал). Таким образом, стоимость собственно тепла для жителей города составляет 895 – 349,2 = 545,8 руб/Гкал. При имеющемся жилом фонде в количестве 1500 многоквартирных домов, приняв жилую площадь каждого дома в 2000 кв.м., имеем результат, что компания, эксплуатирующая тепловые сети, за тепло, которое является отходом деятельности ТЭЦ, в период отопительного сезона ежемесячно взыскивает с горожан:

0,032 х 1500 х 2000 х 545,8 = 52 396 800 руб.

Итого: 92 440 000 руб/месяц.

Арендные же платежи за пользование теплосетями составляют около 2,7 млн. руб/месяц, и то, не денежными средствами, а ремонтными работами. Чудовищную разницу между доходами и расходами, насколько мы понимаем, компания СТК просто кладет себе в карман и отправляет за границу, так как учредитель компании зарегистрирован на Кипре.

На основании вышеизложенного, для защиты горожан от необоснованных затрат по оплате тепла, второе предложение к депутатам: просим инициировать публичную проверку обоснованности тарифов СТК за:

— транспортировку тепла;

— тепло, являющееся отходом производства ТЭЦ, так как ее основная задача — выработка электроэнергии; пар уже оплачен потребителями электроэнергии, а нам — жителям его продают по второму разу.

Мы не задели здесь интересы корпоративных потребителей, включая муниципальные объекты, которые платят ежемесячно миллионы рублей по более высоким тарифам. Но это их проблемы.

Дмитрий Логиновских,

сопредседатель общественного движения «Моя родина — Первоуральск»

Михаил Рогожников

Михаил Рогожников,

председатель общественного движения «За гражданские права и свободы»