Как утверждает замглавы по благоустройству Константин Болышев, порядка 4 млн рублей требуется заплатить Тюменскому институту промышленных технологий и инжиниринга, который за пару месяцев изучит пассажиропоток Первоуральска, составит перечень целесообразных маршрутов, их емкость и расписание. Итог работы и станет предметом нового конкурса на обслуживание городских маршрутов.
Если поделить, то недорого
— Предполагается, что финансирование будет совместное: 500 тысяч рублей планируется выделить из местного бюджета, а недостающие средства — собрать за счет заинтересованных лиц, то есть самих перевозчиков, — поделился планами Константин Викторович с депутатами.
Глава Максим Федоров пояснил, что всю сумму местному бюджету не потянуть, — дорого. Именно поэтому власти и обратились к предпринимателям. Однако такие планы вызвали непонимание не только у перевозчиков, которые сразу отказались делать «добровольные пожертвования» администрации (см. «Городские вести» №43 от 28 октября), но и у народных избранников. Вопросы посыпались один за другим:
— Насколько законно такое софинансирование?
— Ведь разработка новой маршрутной сети — обязанность города. Как мы можем к этому подключать предпринимателей?
— А если консенсус с перевозчиками найден не будет, то и маршрутная сеть не будет разработана?
Несмотря на всю противоречивость сложившейся ситуации, Константин Болышев и глава города смогли сказать лишь одно: «Эту работу делать надо в любом случае»
Вопрос цены
— Вопрос серьезный, — попыталась подвести промежуточный итог председатель думы Марина Соколова. — Нам предлагается предусмотреть в местном бюджете 500 тысяч рублей, которые, по сути, не решат стоящей перед городом задачи — разработка новой маршрутной сети.
Владимир Кучерюк озвучил свое виденье проблемы. По его словам, сегодня на дорогах города «броуновское движение пассажирского транспорта», маршруты стихийно возникают и также стихийно пропадают. Поэтому заниматься транспортной сетью надо. Однако второй и главный вопрос — цена такой работы.
— Я не могу оценить, хватит 500 тысяч рублей или не хватит, но суть мониторинга пассажиропотока в том, что нанимаются добровольцы, которые стоят на автобусных остановках, заполняют анкеты, которые затем анализируются. Основная сумма затрат — это заработная плата этих людей. И, может быть, нам силами горожан это сделать? Тем самым, сократив расходы.
Против подобной «самодеятельности» тут же выступил мэр, аргументировав это тем, что у Первоуральска в такой деятельности опыта нет, а потому вопрос лучше доверить профессионалам.
Из двух зол — меньшее
В преддверии конкурса 2007 года подготовительная работа также проводилась. Но, по словам Константина Болышева, мониторинга тогда не было, как не было и корректировки маршрутной сети. 180 тысяч рублей городского бюджета ушло на сбор сведений с перевозчиков о количестве перевозимых ими пассажиров. Цифры предприниматели завышали, отчего правдивой картины не получилось.
— Где гарантии, что проведя столь масштабную и дорогостоящую работу, мы не придем к тому, что есть сегодня — хаосу на дорогах, нарушениям всех правил перевозчиками? — поинтересовался Валерий Жидко у замглавы.
В этом отношении Константин Викторович пообещал, что рычаги воздействия на недобросовестных перевозчиков у администрации появятся, поскольку сегодня в области планируется принятие закона о транспортном обслуживании, который предполагает механизмы воздействия. Будут поправки и в кодекс об административных правонарушениях.
В итоге, депутаты выбрали из двух зол меньшее, приняв решение о выделении из местного бюджета 500 тысяч рублей. Эта минимальная сумма позволит хотя бы начать работу подготовки к конкурсу. Напомним, что сроки действия конкурса 2007 года заканчиваются в конце ноября. И, по всей вероятности, напряжение на маршрутах с каждым днем сейчас будет только нарастать.
Гарантии эффекта нет
Михаил Попов, начальник финансового управления:
— Наверняка, есть возможность найти более экономные варианты для обозначенной цели. Мы почему-то рассматриваем только одно предложение, услуги только одного института. Но ведь есть и какие-то другие варианты. Мы даже объявления нигде не давали о требуемых услугах. Не раз на заседаниях рабочей группы говорилось, что не обязательно тот продукт, который будет получен за 4,5 млн рублей, на 100% окажется применим. Нет гарантии, что он принесет эффект. Это ведь не более, чем рекомендации. К тому же говорить, что у нас вообще нет маршрутной сети, нельзя. Она есть. Ее просто нужно подкорректировать.