В Первоуральске открылась выставка в честь ветеранов ВОВ

Леонид Петрович Сновицкий возле своего портрета, созданного в 2007 году

В центре — портреты двух первоуральцев. Михаил Яковлевич Южанин и Леонид Петрович Сновицкий — одни из немногих, кто прошел войну, остался жив и сегодня может рассказать о тех непростых годах. На груди у них — медали и ордена, а черты лица несут отпечаток страшных сражений. Для художника Владимира Сусанова открывшаяся выставка — то немногое, что он может сделать для людей, которые сражались за жизнь, свободу и мир.

«А там ад…»

— Снайпер есть снайпер, — говорит Леонид Сновицкий. — Он в воздух не стреляет, — только в конкретную цель. В Сталинграде, бывало, на рассвете затишье, и вдруг немцы по радио кричат: «Русь, Иван, в голову не стреляй, стреляй в ноги!» По воду они так ходили к Волге…

На войне Леонид Петрович был именно снайпером. На фронт попал в 1942 году, когда ему было всего 17 лет. Сегодня ему 84, но тот момент помнит, как сейчас.

— Когда комиссию прошел, меня сначала под Казань отправили, а там уже посадили в вагоны. Куда поперли — мы не знали. В одном месте бомбить нас стали. Машинист понял и начал маневрировать. Паника поднялась: все стали из вагонов выпрыгивать. А с нами в вагоне после госпиталя на фронт старичок ехал, у дверей сидел. Он все говорил: «И в вагоне, и под вагоном убьет. Сидите, — бог пронесет!» Пронес. На место привезли нас ночью. Мы переправились через реку, а там ад. Сталинград…

Всю войну Леонид Петрович прошел — до самого Берлина. Повидать пришлось многое.

— На войне, если ты не убьешь, то убьют тебя, — говорит он. — А всякое бывало. Весной 45­го с немцем в рукопашном бою встретились. Я вижу, что огромный мужик­то, самый настоящий вояка, а пат­ронов нет. Он набросился, душить давай, и тут мне пало в голову, что у меня в сапоге ложка. Серебряная семейная ложка. Ей я в глаз ему и засадил. Он застонал, задергался. Я понял, что победил.

«Хочу, чтобы помнили»

Владимир Сусанов постарался изобразить характер Леонида Петровича, твердую волю снайпера. По мнению художника, отпечаток войны можно увидеть в остром взгляде, в чертах лица.

— У снайперов своя задача — выбивать командный состав, — рассказывает Леонид Петрович. — Страшно вспоминать атаки, когда немцы шли «в рост». Это было психологической атакой, вызовом и всегда со свирелью. Много лет пос­ле войны при звуках свирели меня передергивало.

Напряжение, плотно сжатые губы — и на портрете Михаила Яковлевича Южанина, водителя­механика.

— Сегодня ему 94 года, — говорит Владимир Сусанов. — Он уже не выходит из дома. Молодые меня часто спрашивают: «А они что, еще живые?» Такой вопрос шокирует. Ветеранов нельзя забывать. Выставка так и называется «Живым и павшим посвящается». Победа — это всецело их заслуга. Эту мысль я передаю людям через свое творчество. Хочу, чтобы они помнили, вспоминали о своих героях не только 9 мая.

Помимо двух портретов на выставке еще несколько картин. Все, кроме одной, — документальные, повествуют о простых человечес­ких переживаниях и чувствах. На одной из них художник изобразил себя. Там он — пятилетний мальчишка на самокате. Позади строем идут военнопленные, такие, какими помнит их Владимир Иванович, — высокие и белокурые.

— Эпическая картина «Испить чашу до дна» на выставке также неслучайна, — говорит художник, подходя к полотну, где изображен Владимир Мономах перед битвой, в момент принятия судьбоносного решения. — Национальный дух — вот, что важно. Испить чашу любви, чашу страдания, и держаться из последних сил, во что бы то ни стало.

Выставка открыта для всех желающих до конца года по адресу: ул. Ватутина, д. 35а (здание «Альфа­-банка»)