Приоритеты — зарплата, детсады, дороги и вода

Владимир Кучерюк, председатель думского комитета по бюджету, финансам и налогам:

— Доходная часть бюджета будет формироваться очень напряженно. Этому, на мой взгляд, есть объяснимые, объективные причины.

Первое. Со следующего года на 8% — с 26 до 34 — увеличивается нагрузка на большой бизнес по официальным отчислениям. На малый бизнес она возрастет с 14 до 34%. То есть малый бизнес должен будет платить налогов в 2,5 раза больше, чем сейчас. Какие действия могут быть со стороны большого и малого бизнеса, мы знаем — это снижение инвестиционных программ, это уход от «белой» заработной платы. То есть, чтобы нам собрать 450 млн, надо будет крепко поработать.

Сделать это будет нелегко. Налог на имущество физических лиц в 2009 году мы получили 21 млн, в 2010 прогнозируем получить 22 млн, а в 2011 году этого дохода просто не будет, потому что меняется схема его начисления. 43% доходной части составит налог на доходы физических лиц, но он почти на 10% меньше, чем был в 2009 году. 28% или 295 млн рублей — это мы должны собрать в виде земельного налога с юридических лиц. Если эти две цифры сложить, получается 71%. На все остальное приходится весь остаток. Снижаются на 2% и неналоговые доходы, на 0,2% платные услуги, доходы от использования муниципального имущества в 2009 году были 78 млн, планируются 67 млн.

К объективным причинам я бы прибавил уход больницы №1 в областное подчинение.

Есть и субъективные причины — отсутствие Первоуральска в областных программах. Если сложить структуру расходов, можно увидеть — на образование 60%, культуру 3%, здравоохранение 11%, физическую культуру 2%. Если туда еще приплюсовать общегосударственные вопросы — 5%, получается 80% расходов вот на эти вещи. И только 2,5% — это вопросы жилищно­коммунального хозяйства. А народ­то нам задает вопросы именно по коммунальному хозяйству. Эту статью мы можем восполнять именно за счет профицита бюджета, либо за счет участия в областных и федеральных программах.

Еще одна субъективная причина, которая сможет принести трудности в исполнение бюджета, — снабжение города водой. Жаркое лето, сухая осень — не исключено, что воду нам придется покупать в Ревде, а это деньги. Либо делать еще одну скважину в Нижних Сергах, а это снова деньги.

Третья причина субъективная — низкая эффективность работы наших муниципальных предприятий. У нас их семь, и они собираются выдать нагора аж 630 тысяч рублей в виде отчислений в бюджет от своей прибыли — тут непаханое поле.

Исходя из этих посылов, управление финансов разработало два варианта прогноза на следующий год — первый мягкий, когда дефицит составит 19 млн рублей, второй жесткий — 42 млн рублей. В ходе нулевого чтения и неформального общения мы склонились поддержать предложенный вариант с дефицитом в 15 млн рублей, что позволит нам, если, слава богу, год мы закончим так, как прогнозируем, погасить этот дефицит и уже решать вопросы, которые будет перед нами ставить жизнь. Приоритеты мы определили и будем придерживаться. Первое, это заработная плата, на повышение которой мы закладываем деньги, второе — участие в программах по детским садам, третье — благоустройство и ремонт дорог, куда мы закладываем сразу 15 млн рублей для того, чтобы вовремя наконец­то провести конкурс и начать делать работу. И про воду забывать не надо.

Мы очень надеемся, что в ходе согласительных комиссий отдельные вопросы нам удастся учесть, и мы сможем 15­-17 декабря принять в окончательном варианте бюджет, что позволит до конца года довести контрольные цифры до главных распорядителей бюджетных средств, вовремя провести конкурсы и торги, и в новом году начать нормально работать с новым бюджетом.