Переживших кризис добьют налогом?

Предприниматели могут вернуться к «зарплатам в конвертах»

С начала 2011 года серьезно усложнится жизнь у работников, занятых в сфере малого и среднего бизнеса. Страховые взносы будут увеличены с 14 до 34% (для льготных категорий бизнеса* — до 26%). Многочисленные эксперты прогнозируют, что заработные платы из-за этого упадут примерно на 15-20%, а понятие «серая зарплата» снова войдет в моду — частникам станет просто невыгодно платить много денег своим работникам.

Все знают, что каждый месяц от «пирога» зарплаты отрезается кусок в 13% — НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Но помимо этих денег работодатель уже из своих собственных средств платит определенный процент в счет уплаты страховых взносов. Те, кто находятся на «упрощенке» (упрощенной системе налогообложения), а это почти весь малый бизнес, платят 14%. Остальные — 26%.

Грубо говоря, расклад следующий. Вы получаете зарплату 10 000 рублей. От нее «отстегивают» 13% НДФЛ — остается 8700. Вы получаете эту сумму денег на руки, при этом ваш работодатель за то, что платит вам зарплату, перечисляет из своего кармана дополнительно от 1400 до 2600 рублей, в зависимости от ставки страховых взносов.

С 2011 года правительство решило резко повысить ставки страховых взносов. Малый бизнес, который находится на «упрощенке» и платит сегодня 14% в счет взносов, будет платить почти в три раза больше — 34%. Если вернуться к наглядным денежным расчетам, то получается, что если раньше работодатель платил с вашей зарплаты в 10 000 рублей 1400 рублей в счет страховых взносов, то с января следующего года он будет «отстегивать» уже 3600.

По логике вещей, зарплата самого работника от этого не должна пострадать, так как взносы на него предприниматель оплачивает из собственных средств. Но огромный вопрос, где предприниматель эти деньги возьмет? Чтобы сохранить рентабельность, у бизнесмена будет только два выхода — либо урезать фонд заработной платы, либо увеличить цены на свою продукцию.

Кто получит льготы

Страховые взносы в размере 26% временно (до 2013-2015 годов) будут платить субъекты малого предпринимательства, основным видом деятельности которых является производство пищевых продуктов, безалкогольных напитков, обуви, изделий из кожи, резины и пластмассы, прочих неметаллических минеральных продуктов, готовых металлических изделий, машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, мебели, спорттоваров, игрушек, а также химическое, текстильное и швейное производство.

Коснется это и того малого бизнеса, который занимается обработкой древесины и производством изделий из дерева, научными исследованиями и разработками, предоставлением услуг образования, здравоохранения и социальных услуг. К льготной категории относится также еще целый ряд видов деятельности, в том числе — деятельность в области спорта, обработка вторичного сырья, строительство, техобслуживание и ремонт автотранспорта, удаление сточных вод, отходов, вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность, предоставление персональных услуг. Льготы получат и средства массовой информации, не являющиеся рекламными.

Несмотря на внушительный список «льготников», в реальности они составляют лишь 15% от общего числа предприятий малого бизнеса.

У нас просто нет выбора

Владимир Путин, премьер-­министр России (сказано во время прямой линии 16 декабря 2010 года):

— Действительно, намечается повышение единого социального налога с 14 до 34%. Это большой шаг, большой скачок и серьезная нагрузка на бизнес, на малый бизнес в данном случае. Обращаю внимание на то, что мы планировали это сделать в начале этого года, но перенесли повышение налогов на начало следующего года. Почему мы вообще планировали это сделать?

Мы наметили большие проекты по реформированию пенсионной системы и системы здравоохранения. Я уже говорил об этом, и вы хорошо об этом знаете — в этом году пенсии повысили почти на 45%. В следующем году планируются крупные расходы, крупнейшие за всю новейшую историю, на здравоохранение: на ближайшие два года — 460 млрд рублей. И, естественно, деньги не синтезируются из воздуха, мы вынуждены повышать налоговую нагрузку на этот сектор вот в этой части, в сфере социальных налогов.

Но не на весь бизнес — мы даже в сфере малого и среднего предпринимательства выделяем из этого ряда и не повышаем налог до верхней планки — до 34%, а повышаем только до 26% — для инновационного бизнеса, для всего производственного бизнеса, для всего бизнеса, работающего в сфере социальных услуг.

Для кого в сфере малого бизнеса повышается налог? Для того малого бизнеса, который работает по операциям с недвижимостью, по операциям с ценными бумагами и в торговом секторе. Да, на этот сегмент будет такое серьезное повышение.

Мне очень жаль, у нас просто нет выбора. Мы или будем осуществлять программы повышения пенсий и модернизации здравоохранения, либо сохранять минимальную налоговую нагрузку для людей, которые занимаются торговлей.

Но у нас нет цели подрывать этот вид бизнеса. Он тоже важный и нужный, поэтому здесь мы должны будем идти по пути смягчения этой нагрузки путем ликвидации еще достаточно серьезных административных и коррупционных барьеров. А в целом, по оценкам экспертов, это примерно около 6% нагрузки, если пересчитать в деньги. Это первое.

Второе. Мы должны будем, конечно, создавать максимально благоприятные условия для повышения конкурентоспособности для того, чтобы можно было завозить новое оборудование, внедрять его как можно быстрее и эффективнее. А для этого нужно будет проводить дальнейшее снижение ввозных таможенных пошлин на необходимое для осуществления этой деятельности оборудование и т.д. — все это мы будем делать. Конечно, будем рассматривать и другие возможные варианты поддержки всего малого и среднего бизнеса. Хотя, повторяю, это, безусловно, вынужденный шаг.

Предприниматели сворачивают деятельность

Лариса Лаптева, начальник отдела камеральных проверок №2 межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №10 по Свердловской области:

— У нас закрываются сейчас ИП, но не так массово, как это было до Нового года, тогда ко мне приходило до пяти человек в день. В процессе проверки, перед закрытием, я всегда интересовалась причиной, все называли одну причину: «увеличение взносов по обязательному пенсионному страхованию». Для ИП, имеющих небольшие доходы или нестабильный заработок, эти взносы платить сложно. По мелкому бизнесу повышение ударит очень «С нами можно договориться»

Наполняемость бюджета снизится

Константин Дрыгин, предприниматель, депутат первоуральской городской Думы:

— В данной ситуации очень логичен «уход в тень». Чем меньше компания, тем больше вероятность такого ухода. С крупными компаниями сложнее — они уже перестроились, им уже понравилось работать по старой схеме. Им будет очень энергоемко переходить, потому что придется бизнес­процессы перестраивать. Например, для Новотрубного завода это вообще нереально. Соответственно, чем крупнее компания, тем сложнее перестроиться на «зарплату в конвертах».

Конечно, это не мне судить, но, на мой взгляд, это решение было немного преждевременным и слишком «шашкомахательным» — сразу и так сильно. Повышали бы в год на 6%, народ бы привыкал.

Безусловно, уход в тень малого бизнеса негативно отразится на наполняемости городского бюджета — это обидно. Чем дальше, тем больше горбюджет зависит от малого бизнеса. Я занимался аналитикой того, сколько же малый бизнес приносит городу, и могу сказать, что планка доходила и до 30%, но сейчас думаю, что все опять сместится в сторону крупного бизнеса.

Раньше, очень давно, тоже было так, но потом государство пошло навстречу. В результате финансовая составляющая стала абсолютно прозрачной, люди стали получать деньги на карточки, и всех это устраивало — со стороны налоговой вопросы реже стали возникать.

«Зарплата в конвертах» для многих неприемлема

Лариса Чертищева, заместитель начальника первоуральского отделения Пенсионного фонда:

— Безусловно, в сфере среднего и малого бизнеса сейчас наблюдается некоторая обеспокоенность. О повышении не сегодня известно стало, о нем было известно еще и раньше, но кризис внес свои коррективы. Поэтому повышение произошло не планомерно, по 6 % в год, а вот так враз. Но, тем не менее, для людей, работающих в организациях, которых коснулось увеличение тарифа пенсионного страхования, это неплохо. В дальнейшем на их пенсионном счете скопится больше денег.

На сегодняшний день мы стремимся увеличить коэффициент замещения, чтобы он был хотя бы 40% от получаемого заработка. Постепенно к этому сводятся и все законы. Безусловно, для бизнеса это будет сложно.

В 2005 году был уже большой тариф — 35%, потом его снизили до уровня 2010 года и ожидали увеличения поступлений, но этого не произошло.

В этом году, с февраля, мы увеличиваем на 8% общий размер трудовых пенсий. Далее с апреля будет увеличение государственных пенсий так же на 8%. У всех этих увеличений источник финансирования один — тарифы страховых взносов. На сегодняшний день у нас действует распределительная система, то есть работающее поколение платит за тех, кто уже не работает.

По Первоуральску почти треть работодателей, это те, кто работали по упрощенной системе налогообложения, либо сидели на едином вмененном доходе. Им, конечно, сейчас придется приспосабливаться, возможны сокращения. Могу с уверенностью сказать, что на сегодняшний день ситуация складывается немного иначе, чем это было раньше. Работодатели стали более добросовестными, и вариант с использованием «зарплаты в конвертах» для многих просто неприемлем.

Если же в какой-­либо организации работодатель все­-таки решится «уйти в тень», то об этом можно сообщить путем отправки анонимной анкеты на наш почтовый ящик, либо по телефону 66­-25-­10.