К избирательной кампании в Первоуральске подключился политик-легенда Давид Недобейко

Во вторник он вошел в состав избирательной комиссии членом с правом совещательного голоса.

Давид Недобейко

Во вторник он вошел в состав избирательной комиссии членом с правом совещательного голоса. Давид Семенович, который принимает активное участие в реализации избирательного права в Свердловской области уже более 16 лет, намерен защищать законные права кандидатов, если придет к выводу, что они нарушаются.

«Досрочные выборы — это просто бессовестно»

— Давид Семенович, вы только приступили к работе. На первый взгляд, избирательный процесс в Первоуральске проходит без особых нарушений?

Давид Недобейко

С 1994 года занимается выборами, начинал наблюдателем участковой избирательной комиссии, член избирательной комиссии Свердловской области с 1999 года — 2007 с правом решающего голоса. За это время был членом 20 комиссий с правом решающего и совещательного голоса, в том числе Екатеринбургской, Первоуральской, Березовской, Нижнетагильской, Качканарской, Кушвинской.

— Пока у меня четко обозначились два вопроса к избиркому. Первый вопрос состоит вот в чем. Я категорически не понимаю, зачем местный избирком разрабатывал и выдавал кандидатам образцы подписных листов, которые несколько отличаются от образцов, закрепленных избирательным кодексом Свердловской области, которыми и должны руководствоваться кандидаты. Эти документы, в отличие от целого ряда других, они не обязаны сами производить и выдавать.

Если первый вопрос любопытственный, то второй очень неприятен. По закону, есть такая обязательная информация в подписных листах, как сведения о судимости кандидатов. Почему эта графа есть не во всех вариантах подписных листов, разработанных и принятых ТИК? На основании этого можно требовать отказа всем кандидатам в регистрации, которые, получается, не сообщили о себе обязательные, установленные законом сведения, избирателям.

Если комиссия выдавала эти листы кандидатам, значит, она просто провоцировала их на нарушение законодательства. Господина Изотова (председатель ТИК — ред.) я знаю давно, мы вместе работали, поэтому поверить в его такую неграмотность я просто не в состоянии.

— В состав избиркома вы вошли по приглашению Владимира Терехова, который участвует в выборной кампании?

— Я член комиссии с правом совещательного голоса, назначенный кандидатом Тереховым. Тут существует принципиальная разница. Есть доверенные лица, которые в первую очередь должны защищать законные права и интересы кандидата. Моя же задача другая: в первую очередь, я должен защищать закон. Я здесь  для того, чтобы разбавить государственно назначаемых членов комиссии. Я — представитель общественности, который осуществляет общественный надзор в интересах закона. Мои полномочия продолжатся до тех пор, пока Терехов обладает полномочиями кандидата. При этом я буду защищать законные права любого кандидата, если приду к выводу, что они нарушаются.

А вообще опыт сотрудничества с вашей ТИК у меня есть. На выборах мэра в 2008 году я также был членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Тогда меня выдвинула ЛДПР.

— В силу того, что выборы досрочные, кандидаты поставлены в сложные условия…

— Будем называть вещи своими именами — условия безобразные. Никакой необходимости проводить выборы в сокращенные сроки у вашей Думы и избирательной комиссии не было. Подгонять под единый день голосования было совершенно необязательно. Ничего бы страшного не произошло, если бы выборы проводились 13 апреля. Почему ваша Дума пошла по такому пути, не знаю, с ее представителями я еще не разговаривал, но заведомо убежден, что это решение было ошибочным, неправильным, усложняющим жизнь всем кандидатам. В большей степени, самовыдвиженцам, но в некоторой степени и кандидатам от партий. Им меньше времени отвелось на нормальное составление, проверку документов. Каждый отнятый у партии день — это день, который бы позволил юридически «вылизать» всю ситуацию.

Поэтому решения эти ошибочные, наступающие на права всех поголовно кандидатов. Об их интересах ваши депутаты абсолютно не думали. Это просто бессовестно!

Постараемся нарушить схему

— Параллельно с Первоуральском, выборная кампания идет и в Березовском.

— Я член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Березовском. Кампания эта распалась на куски, агонизирует. Дело идет к отмене выборов вообще.

— Можно ли предположить, что в Первоуральске произойдет то же самое?

— В Первоуральске можно предположить все. Не хочу вас обижать, но более скверного города, с точки зрения нарушения избирательного законодательства в Свердловской области, чем Первоуральск, я не знаю. Я понимаю, насколько это неприятно слушать, но, к сожалению, это полная правда. У меня нет за всю историю моей деятельности примера такого города, где на выборах 1999 года (выборы в Госдуму, которые выиграл Зелимхан Муцоев — ред.) 24 из 72 протоколов участковых избирательных комиссий привезли в территориальную комиссию с подписями членов комиссий и печатями, но без единой цифры. Я тогда про это говорил, думаю, вы тоже слышали эту безобразную историю.

Если бы наших людей просто бы не попыталась задержать ваша милиция, подобных бы бюллетеней были бы, возможно, большинство. До меня эти бюллетени дошли только потому, что мои наблюдатели позвонили мне с дороги, я успел попросить областную милицию принять их под защиту на трассе, иначе бы ваша милиция их догнала, и чем бы это закончилось, неизвестно.

Я не знаю другого такого города, где из комнаты, в которой присутствовала вся избирательная  комиссия, за исключением одного человека, исчезла пачка в тысячу бюллетеней. В силу этого в облизбиркоме мы вынуждены были принимать специальное постановление о защите, потому что эти бюллетени могли всплыть где угодно. Результатом чего стали безумные затраты на защиту бюллетеней по всей Свердловской области. У меня плохое отношение к избирательной системе Первоуральска, несмотря на хорошие личностные отношения с отдельными людьми.

— Ваш прогноз, по какому сценарию пойдет развитие нынешней выборной кампании в Первоуральске?

— В последнее время работает отработанная схема. На выборах в двух екатеринбургских округах — 11 и 14 — она уже была опробована. С небольшой модификацией она должна была быть проведена в Березовском. Схема состоит вот в чем. Допустим, выдвинулось четыре партийных кандидата, их регистрируют всех. И регистрируют одного кандидата-самовыдвиженца. Для того, чтобы сказать, что мы самовыдвиженцев «не вырубаем», вот, смотрите, один достойный есть. Поэтому регистрируют самого слабого из этих кандидатов. Я предполагаю, что примерно то же самое должны попытаться сделать в Первоуральске. По этому прогнозу у вас должно быть пять кандидатов. Из которых четыре будут партийные, один — непартийный. Непартийный человек будет самым неожиданным. Мы постараемся сделать все, чтобы результат был другой. В Березовском мы это уже сделали.

«Плохое отношение вызвано самим городом»

— Как вы оцениваете поведение областных властей, которые, не скрывая, говорят, что если Первоуральск проголосует неправильно, то ничего хорошего его не ожидает?

— По моему глубокому убеждению, ничего хорошего от наших областных властей Первоуральск не ожидает ни в каком случае. Без разницы, будет ли избран кандидат, поддерживаемый губернатором или нет. Отношение к Первоуральску давно сложилось, отчасти оно справедливо. Я 12 лет проработал в Белом доме. И могу сказать, что у властей масса претензий к Первоуральску. Плохое отношение к городу вызвано, отчасти, самим Первоуральском.

— То есть в нынешней ситуации личностные отношения губернатора и бывшего мэра не причем?

— Личностные отношения определяют то, как встречают главу города в кабинете главы области, предлагают ему чай или нет, разговаривают с ним отвернувшись или глядя в лицо. А решение дать Первоуральску субвенции или нет, основывается не на личностных отношениях. Поэтому он может на основании плохих личных отношений вышибить главу из своего кабинета, но бумажку, направленную им,  он будет рассматривать безотносительно к этому обстоятельству. На главе он еще десять раз отыграется, но это не имеет никакого отношения к жителям.

— Те не менее в этом Первоуральск не участвует толком ни в каких программах.

— Можно дать из федерального бюджета средства не по тому, хороший глава или нет, а по тому, составлена или нет программа. Если программа была составлена, деньги дадут, потому что в противном случае, это уже подставление самого губернатора перед федеральным центром.

— Получается то, что мы не участвуем сейчас во многих областных и федеральных программах, недоработка нашей администрации?

— Это недоработка всех вас вместе. Доля в этом безобразии городской администрации есть и очень значительная. Но вы не боретесь против такой администрации. Кроме того, значение имеет все. Посмотрите, а где у нас гибнут люди во время ралли? В этом ведь не только городская администрация виновата, но темное пятно в глазах России Первоуральск получил. Не только администрация виновата в том, что у вас в городе детей давят на дискотеке. А событие гремит в масштабах всей страны. Да, такого главу, как ваш бывший, несомненно, надо было давно гнать поганой метлой. Но вместе с ним — еще большую кучу людей. Пока весь Первоуральск, начиная от главы, заканчивая последним дворником, не возьмется за ум, не подумает, а что я делаю не так, ситуация в Первоуральске лучше не будет. Нужно менять всю систему и всю психологию. Без этого ничего другого не будет.

Я ни в каком смысле не выступаю в защиту властей Свердловской области. Огромная доля вины в этой ситуации ложится и на них, не отрицаю этого. Но каждый должен начинать с себя.