Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), вполне вероятно, могли быть приняты уже в феврале 2011 года, если бы не учитель словесности Волков, инициировавший открытое письмо ведущих деятелей образования и культуры президенту Медведеву, и если бы не широкое обсуждение ФГОС в интернетпространстве и средствах массовой информации.
Передовая общественность активно включилась в интернет-дискуссию, обнаружив тем самым не только гражданскую позицию, но и вызвав огромный резонанс в самых разных слоях населения. По мощности его можно сравнить только с реакцией на законопроект «О полиции». Общее число комментариев на сегодня доходит уже до 20-ти тысяч.
Какими только эпитетами не награждают участники дискуссии российского министра Фурсенко: «вредитель», «виновник геноцида в образовании», «сторонник повальной дебилизации населения» — самые мягкие из них.
Прокомментировать новый законопроект «Об образовании» и новые ФГОС мы попросили начальника Управления образования Первоуральска Нину Журавлеву.
— Нина Викторовна, как часто должны меняться ФГОС, и кто должен их разрабатывать?
— Образовательные стандарты меняются не так часто, и это, наверное, правильно. Нынешние школьники учатся по стандартам образца 2004 года. Но российское Минобразование решило, что сегодня назрел тот момент, когда надо вводить новые ФГОС.
— То есть, меняется содержание науки, а соответственно и дисциплины, изучающие ее, меняется само представление о жизни, что ведет за собой смену образовательных стандартов. Но сегодня этот процесс обретает просто космическую скорость. Со стандартами для начальной школы — все понятно: набор орфографических правил, основных математических действий… А как уложить в «прокрустово ложе» ФГОС для старшеклассников и при этом не выйти за рамки единого образовательного пространства?
— ФГОС приняты пока только для начальной школы и будут введены уже с 1 сентября 2011 года. В настоящий момент идет апробация данных стандартов. В Свердловской области в этом эксперименте участвует 151 класс, в том числе, три первых класса лицея № 21.
Стандарты для средней и старшей школы пока не утверждены. Их предполагается принять только к 2020 году, то есть когда сегодняшние первоклашки перейдут в выпускной класс. Остальных школьников и их родителей просим пока не беспокоиться.
— Наибольшее возмущение в новом законопроекте вызвал набор из четырех обязательных предметов: физкультура, ОБЖ, курс «Россия в мире» и индивидуальный спецпроект. Значит, государственный язык, нашу великую литературу и «королеву всех наук» — математику — из списка предметов, обязательных для изучения, исключили?
— Новый стандарт, действительно, вызвал бурю возмущения в связи с неоднозначными трактовками. Когда сегодня говорят о наборе из четырех обязательных для изучения предметов, а, мол, все остальные можно «задвинуть», коли нет желания их изучать. Это в корне неверное понимание того, что сегодня происходит. Еще раз повторяю, такой набор курсов предложат тем, кто придет в старшую школу в 2020 году. Из каждой предметной области.
В чем суть конфликта?
Образовательные стандарты для старшей школы должны быть введены в 2020 году. Проект стандарта критиковали за то, что старшеклассникам предлагается самим выбрать, какие предметы они будут изучать углубленно (профильный уровень), а какие — по обычной школьной программе (базовый уровень). Изза того, что документ был написан очень невнятно, учителя решили, что обязательными остаются только физкультура, ОБЖ и доселе неизвестный предмет «Россия в мире», а русский язык вообще исчез из программы. На самом деле старшеклассникам предлагалось изучать не меньше 10 предметов. В том числе и русский. Сейчас проект стандартов доработан. Появились более четкие формулировки.
КОММЕНТАРИИ
«Уравниловки в образовании быть не должно!»
Римма Сабирова, заместитель директора лицея № 21:
— ФГОС определил не только требования к результату образовательного процесса, но и условия для его реализации. Поскольку у нас условия подходят, то городское Управление образования выбрало лицей № 21 для апробации стандартов в начальном звене. Да мы и сами изъявили такое желание. Наше образовательное учреждение является инновационным. Если будет предложено участие в апробации стандартов в старших классах, то мы пойдем на это.
Я бы не сказала, что старшеклассники активно обсуждают новые стандарты. Помоему, этим сегодня больше озабочены учителя и родители. На мой взгляд, ФГОС 1й и 2й ступеней не были доведены до заинтересованной аудитории на должном уровне. Оттого и возникло непонимание.
Считаю, что выбор между профильным и базовым образованием оправдан. Наконецто наше государство выходит на дифференцированный подход в образовании не на словах, а на деле. Столько поколений школьников изучали в полном объеме предметы, которые им в жизни даже не пригодились. Затраченное на изучение ненужных предметов время можно было потратить более эффективно, с пользой для себя и окружающих. Уравниловки в образовании быть не должно!
«Я не узнаю ребенка»
Ольга Коршунова, мама первоклассницы лицея № 21:
— Через полгода обучения по новым стандартам наш маленький класс превратился в коллектив дружный и творческий. В рамках стандартов в классе организован кружок проектной деятельности. Недавно моя дочь представила и с успехом защитила самостоятельный проект «Жизнь в морских глубинах». Прошло всего полгода, а я не узнаю своего ребенка: дочь стала собранной, ответственной, раскованной в общении, научилась делать сложные умозаключения.
«Дети могут выбрать занятие по душе»
Екатерина Бабушкина, мама первоклассницы лицея № 21:
— В рамках 10часового дополнительного образования, которое теперь тоже входит в образовательный стандарт, дети могут выбрать себе занятие по способностям и по душе. Меня лично радует то, что много времени уделяется физической подготовке учащихся. Моя дочь, Мария, к примеру, занимается хореографией, ритмикой, фитнесом. Она стала подтянутой, дисциплинированной, ответственной. У нее улучшилась память.
«Уроки в форме диалога»
Любовь Анашкина, учитель начальных классов:
— Новые стандарты способствуют личностному развитию ребенка. Такие кружки, как «Проектная деятельность», «Социальная работа», «Наша окружающая среда» формируют свободное, нестандартное мышление. В связи со стандартами вводятся разные технологии обучения. Наш лицей работает над формированием проблемнодиалогического мышления. То есть, на каждом уроке перед ребенком ставится проблема, и к концу занятия он должен предложить свой вариант решения этой проблемы.
Уроки проходят в форме диалога между учителем и учениками. Дети во время ответа вставать не обязаны, как это было прежде. Но, замечу, дисциплина при этом нисколько не страдает. Ребенок так увлечен поиском решения, что не способен отвлекаться на чтото постороннее.
Набор предметных областей для учащихся средней школы, представленный Андреем Фурсенко:
русский язык и литература (базовый уровень — профильный уровень)
иностранный язык (один — обязательно, второй — по желанию)
общественные науки (базовый уровень: «Россия в мире» (история, обществознание, география), профильный уровень: история, география, экономика, право)
математика и информатика (базовый уровень — профильный уровень)
естественные науки (базовый уровень: естествознание, профильный уровень: биология, экология, физика, химия — можно выбрать два предмета)
искусство или предмет по выбору школы (базовый уровень — профильный уровень)
основы безопасности жизнедеятельности (обязательный предмет для всех)
физическая культура (обязательный предмет для всех)