Что ждет школы после вступления в силу новых образовательных стандартов?

ФГОС приняты только для начальной школы и будут введены с 1 сентября 2011 года. В настоящий момент в Свердловской области в эксперименте участвует 151 класс, в том числе, три первых класса лицея №21.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), вполне вероятно, могли быть приняты уже в феврале 2011 года, если бы не учитель словесности Волков, инициировавший открытое письмо ведущих деятелей образования и культуры президенту Медведеву, и если бы не широкое обсуждение ФГОС в интернет­пространстве и средствах массовой информации.

Передовая общественность активно включилась в интернет­-дискуссию, обнаружив тем самым не только гражданскую позицию, но и вызвав огромный резонанс в самых разных слоях населения. По мощности его можно сравнить только с реакцией на законопроект «О полиции». Общее число комментариев на сегодня доходит уже до 20­-ти тысяч.

Какими только эпитетами не награждают участники дискуссии российского министра Фурсенко: «вредитель», «виновник геноцида в образовании», «сторонник повальной дебилизации населения» — самые мягкие из них.

Прокомментировать новый законопроект «Об образовании» и новые ФГОС мы попросили начальника Управления образования Первоуральска Нину Журавлеву.

— Нина Викторовна, как часто должны меняться ФГОС, и кто должен их разрабатывать?

— Образовательные стандарты меняются не так часто, и это, наверное, правильно. Нынешние школьники учатся по стандартам образца 2004 года. Но российское Минобразование решило, что сегодня назрел тот момент, когда надо вводить новые ФГОС.

— То есть, меняется содержание науки, а соответственно и дисциплины, изучающие ее, меняется само представление о жизни, что ведет за собой смену образовательных стандартов. Но сегодня этот процесс обретает просто космическую скорость. Со стандартами для начальной школы — все понятно: набор орфографических правил, основных математических действий… А как уложить в «прокрустово ложе» ФГОС для старшеклассников и при этом не выйти за рамки единого образовательного пространства?

— ФГОС приняты пока только для начальной школы и будут введены уже с 1 сентября 2011 года. В настоящий момент идет апробация данных стандартов. В Свердловской области в этом эксперименте участвует 151 класс, в том числе, три первых класса лицея № 21.

Стандарты для средней и старшей школы пока не утверждены. Их предполагается принять только к 2020 году, то есть когда сегодняшние первоклашки перейдут в выпускной класс. Остальных школьников и их родителей просим пока не беспокоиться.

— Наибольшее возмущение в новом законопроекте вызвал набор из четырех обязательных предметов: физкультура, ОБЖ, курс «Россия в мире» и индивидуальный спецпроект. Значит, государственный язык, нашу великую литературу и «королеву всех наук» — математику — из списка предметов, обязательных для изучения, исключили?

— Новый стандарт, действительно, вызвал бурю возмущения в связи с неоднозначными трактовками. Когда сегодня говорят о наборе из четырех обязательных для изучения предметов, а, мол, все остальные можно «задвинуть», коли нет желания их изучать. Это в корне неверное понимание того, что сегодня происходит. Еще раз повторяю, такой набор курсов предложат тем, кто придет в старшую школу в 2020 году. Из каждой предметной области.

В чем суть конфликта?

Образовательные стандарты для старшей школы должны быть введены в 2020 году. Проект стандарта критиковали за то, что старшеклассникам предлагается самим выбрать, какие предметы они будут изучать углубленно (профильный уровень), а какие — по обычной школьной программе (базовый уровень). Из­за того, что документ был написан очень невнятно, учителя решили, что обязательными остаются только физкультура, ОБЖ и доселе неизвестный предмет «Россия в мире», а русский язык вообще исчез из программы. На самом деле старшеклассникам предлагалось изучать не меньше 10 предметов. В том числе и русский. Сейчас проект стандартов доработан. Появились более четкие формулировки.

КОММЕНТАРИИ

«Уравниловки в образовании быть не должно!»

Римма Сабирова, заместитель директора лицея № 21:

— ФГОС определил не только требования к результату образовательного процесса, но и условия для его реализации. Поскольку у нас условия подходят, то городское Управление образования выбрало лицей № 21 для апробации стандартов в начальном звене. Да мы и сами изъявили такое желание. Наше образовательное учреждение является инновационным. Если будет предложено участие в апробации стандартов в старших классах, то мы пойдем на это.

Я бы не сказала, что старшеклассники активно обсуждают новые стандарты. По­моему, этим сегодня больше озабочены учителя и родители. На мой взгляд, ФГОС 1­й и 2­й ступеней не были доведены до заинтересованной аудитории на должном уровне. Оттого и возникло непонимание.

Считаю, что выбор между профильным и базовым образованием оправдан. Наконец­то наше государство выходит на дифференцированный подход в образовании не на словах, а на деле. Столько поколений школьников изучали в полном объеме предметы, которые им в жизни даже не пригодились. Затраченное на изучение ненужных предметов время можно было потратить более эффективно, с пользой для себя и окружающих. Уравниловки в образовании быть не должно!

«Я не узнаю ребенка»

Ольга Коршунова, мама первоклассницы лицея № 21:

— Через полгода обучения по новым стандартам наш маленький класс превратился в коллектив дружный и творческий. В рамках стандартов в классе организован кружок проектной деятельности. Недавно моя дочь представила и с успехом защитила самостоятельный проект «Жизнь в морских глубинах». Прошло всего полгода, а я не узнаю своего ребенка: дочь стала собранной, ответственной, раскованной в общении, научилась делать сложные умозаключения.

«Дети могут выбрать занятие по душе»

Екатерина Бабушкина, мама первоклассницы лицея № 21:

— В рамках 10­часового дополнительного образования, которое теперь тоже входит в образовательный стандарт, дети могут выбрать себе занятие по способностям и по душе. Меня лично радует то, что много времени уделяется физической подготовке учащихся. Моя дочь, Мария, к примеру, занимается хореографией, ритмикой, фитнесом. Она стала подтянутой, дисциплинированной, ответственной. У нее улучшилась память.

«Уроки в форме диалога»

Любовь Анашкина, учитель начальных классов:

— Новые стандарты способствуют личностному развитию ребенка. Такие кружки, как «Проектная деятельность», «Социальная работа», «Наша окружающая среда» формируют свободное, нестандартное мышление. В связи со стандартами вводятся разные технологии обучения. Наш лицей работает над формированием проблемно­диалогического мышления. То есть, на каждом уроке перед ребенком ставится проблема, и к концу занятия он должен предложить свой вариант решения этой проблемы.

Уроки проходят в форме диалога между учителем и учениками. Дети во время ответа вставать не обязаны, как это было прежде. Но, замечу, дисциплина при этом нисколько не страдает. Ребенок так увлечен поиском решения, что не способен отвлекаться на что­то постороннее.

Набор предметных областей для учащихся средней школы, представленный Андреем Фурсенко:

русский язык и литература (базовый уровень — профильный уровень)

иностранный язык (один — обязательно, второй — по желанию)

общественные науки (базовый уровень: «Россия в мире» (история, обществознание, география), профильный уровень: история, география, экономика, право)

математика и информатика (базовый уровень — профильный уровень)

естественные науки (базовый уровень: естествознание, профильный уровень: биология, экология, физика, химия — можно выбрать два предмета)

искусство или предмет по выбору школы (базовый уровень — профильный уровень)

основы безопасности жизнедеятельности (обязательный предмет для всех)

физическая культура (обязательный предмет для всех)