Жители Самстроя отказываются платить неподъемные суммы за тепло

Жители поселка Самстрой отказались платить неподъемные суммы, выставляемые им за услуги центрального отопления компанией ООО «Свердловская теплоснабжающая компания»

За окном весна, но валенки и шаль для Надежды Кутымовой, как и для всех остальных жителей поселка, не теряют своей актуальности — в домах по-прежнему холодно

Жители поселка Самстрой отказались платить неподъемные суммы, выставляемые им за услуги центрального отопления компанией ООО «Свердловская теплоснабжающая компания». Они неоднократно обращались в различные инстанции, пытаясь отстоять свои права. Сегодня на защиту самстроевцев встала прокуратура, признав действия СТК незаконными.

«Вы улицу отапливаете»

Первые жалобы от жителей поселка стали поступать еще в 2006 году, когда теплоснабжающая компания предложила заключить договоры энергоснабжения на кабальных условиях. По каждому домовладению, где отсутствуют приборы учета, применялась максимальная нагрузка на отопление. Хотя увеличение тарифов предусматривалось с января 2006 не более, чем на 20 процентов, жителям поселка стали приходить квитанции от «Свердловских Коммунальных Систем» (СКС с ноября 2009 переименованы в СТК — ред.) с космическими ценами за теплоэнергию. Если раньше в квитанциях значилось от 350 до 400 рублей — в зависимости от того, сколько человек проживает в доме, то в декабре 2006 года предлагалось платить за тепло в среднем 1500 рублей, в апреле 2009 — уже 2200 рублей.

Такой взлет цен жителям Самстроя в диспетчерской СТК объясняли своеобразно:

—Теплотрасса от города удалена, на ней происходит большое количество аварий, да и вообще вы улицы отапливаете. Между соседями только одна стена (дома в поселке двухквартирные), остальные тепло наружу отдают.

Между тем, в части первой статьи 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии — по нормативу потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Но в договорах с жителями Самстроя, в пункте 5.3, указано, что при отсутствии приборов учета энергоснабжающая компания имеет право к указанным значениям выставлять дополнительное количество тепловой энергии, расходуемое на восполнение потерь в местных системах теплоснабжения. Данные требования противоречат содержанию части второй статьи 543 Гражданского кодекса РФ: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом и иным правовым актом».

Угрозы — близко к сердцу

Спустя несколько лет коммунальные войны стали решаться в судебном порядке. Потому что жители поселка отказались признавать заоблачные цены на теплоэнергию и оплачивать выставляемые счета. Тогда СТК подала исковые заявления на отдельных самстроевцев в суд. Правда, энергетики ни одного дела не выиграли и долги с жильцов были списаны судом. Но не компанией.

Вместо того, чтобы исполнить постановление суда и сделать перерасчет, СТК заключила договор с московским коллекторским агентством «Morgan and Stout», занимающимся взысканием просроченной задолженности. Теперь люди стали получать письма с угрозами выселения из домов и «директивными советами» по погашению задолженности. PR-директор агентства «Morgan and Stout» Ольга Горелова в интервью нашему изданию сказала: «Агентство выставляет ту стоимость, которую требует к взысканию клиент (в данном случае, СТК — ред.)».

— «Благодаря» таким письмам счастья, несколько местных бабушек попали в кардиологию, другим вызывали «скорую», — говорит председатель уличного комитета поселка Самстрой Татьяна Кузякина. — Многим жителям Самстроя уже за семьдесят, старики все угрозы принимают близко к сердцу.

Теплотрасса — вещь весьма убыточная

Вот как комментирует ситуацию заместитель исполнительного директора по сбыту ООО «СТК» Елена Малахова:

— На мой взгляд, в привязке к СТК ситуацию с 2006 года не совсем корректно рассматривать: нам сейчас сложно сказать, что происходило до нас, после того, как территорию от Свердловских коммунальных систем приняла Свердловская теплоснабжающая компания, изменилась структура организации, ушло предыдущее руководство, во главе СТК сейчас другие люди.

Если мы технологически посмотрим на ситуацию в поселке Самстрой, то увидим, что на выходе с ТЭЦ стоит прибор учета, дальше идет тепловая трасса. То есть, сколько уходит тепловой энергии на поселок зафиксировано прибором учета: все «взвешено». Теплотрасса — вещь весьма убыточная. Фактическое потребление тепловой энергии зависит от температуры наружного воздуха. Понятно, зимой, в холода, потребление больше, чтобы прогреть дом необходимо больше энергии.

Что такое социальная норма? Социальная норма — усредненная величина. В отопительном сезоне она не зависит от апреля или января. Что произошло с Самстроем? Еще в 2006 году, то есть до Свердловской теплоснабжающей компании, было принято решение следовать фактическому потреблению, зафиксированному прибором учета, все расчеты производились по договорам энергоснабжения.

Летом 2010 года были внесены изменения в Жилищный кодекс, где сказано, что если дом не оборудован приборами учета, расчет должен производиться по социальной норме. С того момента мы руководствуемся именно этим законодательным актом: в настоящий момент все расчеты производится по социальным нормативам. Чтобы сделать перерасчеты за 2006 год, нужно вернуться и выяснить: у кого, какие квадратные метры, сколько людей было прописано, сколько жило фактически и т.п. Это, действительно, очень большой труд, мы над этим работаем. Но скорей всего, суд будет рассматривать исковой срок давности в течение трех лет.

Идите в суд

К делу о «бешеных» счетах за тепло подключилась и прокуратура Первоуральска.

— Данное дело попадает под действие закона по защите прав потребителей, — говорит заместитель прокурора Вячеслав Решетников. — Прокурор может обращаться в суд в интересах гражданина, не имеющего возможность сделать это самостоятельно, например, недееспособные, тяжелобольные люди. Мы направили обращение граждан в соответствии со статьей 212 Закона «О прокуратуре» и «Закона об обращениях граждан» в Роспотребнадзор. По обращениям же, например, инвалидов I группы, людей, нуждающихся в определенной социальной защите, принято решение обратиться в суд в защиту интересов этих граждан, чтобы обязать СТК сделать расчет и насчитывать именно так, как нужно. Кроме того, закон не запрещает гражданам самостоятельно обратиться в суд с соответствующим требованием произвести необходимый перерасчет

В настоящее время мы занимаемся вопросом по осуществлению расчета с привлечением специалистов соответствующих компаний. Сейчас ждем результатов. Граждане могут не дожидаться ответов из прокуратуры. Могут сами идти в суд и обращаться с заявлениями. Защита прав потребителей осуществляется непосредственно судом. Ответы из прокуратуры уже отправляются людям, однако, не всем будут одинаковые ответы.

— Письмо из прокуратуры мы еще не получили. Единственное, что могу сказать по этому делу: мы проверим правильность тарифов, но пенями заниматься не сможем. Поэтому в суд гражданам придется обратиться в любом случае. — Евгений Коряко, специалист-эксперт первоуральского отдела Роспотребнадзора

Роспотребнадзор обязан ответить

Вячеслав Решетников, заместитель прокурора Первоуральска:

— В кодексе РФ об административных правонарушениях есть статья 14.7 «Обман потребителей», ссылаясь на которую мы передали дело в Роспотребнадзор. Там либо подтвердят эти доводы и рассмотрят заявления, и в дальнейшем, при обнаружении нарушений в их полномочиях возбудить соответствующее административное дело, в том числе и по каждому из потребителей. Теперь о результатах граждане могу спрашивать в Роспотребнадзоре. Он обязан будет отправить ответ гражданам в письменном виде. Пока конечно рано их беспокоить. Они только приняли это дело.

«Это проблемы менталитета»

Елена Малахова, заместитель директора по сбыту ООО «СТК»:

— Энергетики не выбирают: хочу так посчитаю, хочу — этак. На самом деле как бы нас не называли — монополистами или не монополистами — наша деятельность строго подчинена всевозможным законам. Нам устанавливают цену — мы ее выставляем. Мы — регулируемая компания. Все расчеты производим в рамках того законодательного поля, которое существует. Я не могу посчитать кому-то, исходя из симпатии. Все регламентировано Жилищным кодексом. Если кто-то посчитал, что его права нарушены, должна разбираться судебная инстанция. Ведь не возбраняется отстаивать свои права в судебном порядке. Судебное решение — закон для всех. Главное иметь его на руках и производить оплату в соответствии с тем, что там указано. Везде большую роль играет человеческий фактор. Если по каким-то причинам изменения в квитанциях не произошло, необходимо сделать запрос и представить все необходимые документы в компанию.

Если бы каждый гражданин осознанно платил хотя бы по соцнормативу, у нас бы не было таких задолженностей. Кто-то пытается разобраться в ситуации, а кто-то, пользуясь ею, просто перестает платить «пока все разбираются». Последних — огромное количество. В результате задолженность растет. Почему за дело берутся коллекторские организации? Потому что нужно заниматься с каждым гражданином по взысканию долгов. «Morgan and Stout» была выбрана по конкурсу в КЭС-Холдинге (куда входит СТК — ред.), с ней был заключен договор по взысканию задолженности. С нашей стороны предоставлялись списки должников и сведения о поступившей оплате. Дальше они действуют в рамках своих полномочий. Превышение данных полномочий, на наш взгляд, недопустимо. Если есть доказанные факты, потребители должны обращаться в соответствующие инстанции.

Что касается частного сектора, здесь ситуация зачастую совершенно неоднозначная: например, прописаны бабушка с дедушкой, а куда расходуется солидный объем потребленной энергии — непонятно. Начинаем ходить по дворам, и выясняется, что кто-то теплицу начинает проливать в марте для того, чтобы землю разморозить, а кто-то коровку решил помыть. У жителей частного сектора очень интересный менталитет: мы хотим быть собственниками своего имущества, мы приватизировали жилье, но почему-то считаем, что вот этот прямоугольник или квадрат — наше, а остальное: крыша, подвал и все, что за стеной — не имеет ко мне отношения.

Почему-то никто не хочет ставить прибор учета. Зачем нам дорогой счетчик? Для этого хватит и простой «вертушки», которая стоит в пределах 400 рублей. Она зафиксирует, какой тоннаж идет. Но у вас ведь нет сомнения, что нужен прибор для подсчета электроэнергии? К этому уже все привыкли, а к счетчику отопления — нет. У нас много таких случаев. И все они, как правило, касаются частного сектора. Конечно, нужно разбираться с энергетиками, безусловно, важно находиться в постоянном диалоге, чтобы избежать ошибок. Но нужно еще думать и о таких нюансах: много или мало мы потребляем? В магазине ведь мы взвешиваем покупаемый товар, так вот и здесь нужно «взвешивать». И после этого уже требовать расчета за то, что вы действительно потребили. Со всеми проблемами нужно спокойно, цивилизованно разобраться.