Информация о том, что СТК готовится положить в почтовый ящик первоуральцев собственную квитанцию, всколыхнула городскую общественность. На интернет-форумах можно найти весь спектр мнений от «наконец-то» до «это незаконно». Мы встретились с исполнительным директором СТК Сергеем Ефимовым. Последнее высказывание, ставящее под сомнение законность происходящего, заставляет Сергея Юрьевича улыбнуться: «Получается, воровать — законно, а препятствовать воровству — незаконно?»
Чтоб жители были уверены
— Данную меру мы предприняли для того, чтобы не наращивать текущую задолженность Первоуральска за тепловую энергию, собирать то, что реально платит население, чтобы люди были уверены — все, что они заплатили за отопление и горячее водоснабжение, не осело в управляющих организациях.
— А с нынешней задолженностью 500 млн рублей что будет — черта какая-то будет подведена?
— Фактически, да — с 1 июня у нас меняются договорные отношения. Те проблемы, которые у нас сложились с определенными управляющими компаниями, мы и будем дальше решать именно с УК. Все исполнительные и судебные дела будут продолжаться — то есть все те «удовольствия», которые у нас были в предыдущий период, и которые мы каким-то образом должны завершить.
Ошибки будут
— Каким образом будет идти переход на собственные квитанции? Какой расчетный центр вы будете использовать, и где предполагается брать сведения для начисления платы за тепло?
— Мы собираемся использовать механизм УЦРО, который показал для нас эффективность: мы понимаем, как работает центр, как двигаются деньги, которые платит население. Как мы и говорили, при эффективной работе расчетного центра, его содержание мы берем на себя, то есть выпуск отдельной квитанции не приведет к увеличению стоимости услуги. На счет базы данных для начисления платы за тепло — были переговоры с управляющими компаниями, первоначальная база у нас сформирована.
Естественно, при выпуске первой квитанции возможны ошибки — это надо понимать. Поэтому информационно в каждой квитанции будут указаны адреса, куда необходимо обращаться для корректировки данных. Опыт показывает, что актуализация базы занимает два-три месяца. И, наверное, неплохо, что мы делаем это в летний период, потому что сейчас начисления будут небольшие — только за горячую воду.
Учитывая работоспособность УЦРО, мы очень надеемся, что такой способ работы позволит нам достаточно эффективно решить проблему гигантской задолженности Первоуральска перед нами.
«Просто нет, и все»
— Нововведение коснется всех управляющих компаний?
— На совещании, которое было у нас в администрации города, мы выбрали три управляющие компании, с нашей точки зрения самые проблематичные — это компании «Уют», «Уралагрострой» и ПЖК. Естественно, все усилия мы направляем на эти компании. Те компании, к которым у нас нет претензий, с точки зрения получения денежных средств, продолжат работать по старой схеме. Пожалуйста, есть «Дом плюс», компания, которая уже работает через УЦРО, и мы видим прохождение платежей. Есть «Западные окраины», к которым у нас тоже претензий нет. Зачем нам в их отношении изобретать велосипед?
— Подписали ли предложенный вами регламент перехода на новую модель расчетов выбранные УК?
— Нет, не подписали. Понятно, если УК уже на этой стадии реализации проекта начинают предпринимать какие-то не очень понятные действия, невольно закрадываются подозрения…
— Они-то чем объясняют эти свои действия?
— Ничем. Просто нет, и все. Я понимаю, что УК лишаются большого потока денег и это может быть основной причиной тормоза данного процесса.
— Получается, с июня в квитанциях этих трех компаний не должно быть граф «горячая вода» и «отопление»?
— Да, эти две строки будут внесены в отдельную квитанцию.
Пользуешься? Плати!
— Сейчас можно слышать мнения, что это незаконно. Получается, вы не можете напрямую взимать с жителей плату за свои услуги?
— Есть некоторые правоприменительные ограничения, но мы их сейчас прорабатываем с нашими юристами.
— Будут ли жители заключать с вашей компанией отдельные договоры?
— При предоставлении коммунальных услуг ситуация следующая — если ты пользуешься, значит, ты фактически находишься в договорных отношениях. На самом деле договор у нас разработан, но сроки сжатые, поэтому, чтобы не ставить взаимосвязь «предоставление услуги» и «заключение договора», мы предоставляем услугу, хотим получить непосредственно от жителей за нее плату, а все договорные вещи будем решать по ходу.
— Если сейчас у жителей будет образовываться задолженность, ваши действия?
— Мы будем работать ровно в рамках действующего законодательства. Тем более на сегодняшний день вышли новые правила предоставления коммунальных услуг, которые вступают в силу через два месяца. Жители должны обратить внимание на этот документ: если раньше в 307 постановлении карательные меры к жителям со стороны поставщиков услуг или ресурсов могли применяться после шести месяцев полной неоплаты, теперь этот срок сокращен до трех месяцев.
А если теперь уже жители не будут платить, то мы будем использовать все те же механизмы — судебные решения, приставы. Так что не надо до этого доводить.
Комментарии
Сергей Ефимов, исполнительный директор СТК:
— В регламенте прописано, что права управляющих компаний следить за исполнением договора на теплоснабжение никто не отменяет. Мы прекрасно понимаем, что обслуживание внутренних систем в любом случае находится в ведении управляющих компаний, что если происходит нарушение качества по теплоснабжению или горячему водоснабжению, без участия управляющей компании не разобраться в причинах. Поэтому соответствующий регламент и был разработан. Мы ни в коем случае не отодвигаем управляющую компанию от процесса теплоснабжения.
Илья Голендухин, директор УЦРО:
— В нашей стране есть судебная практика, когда именно жильцы выступают инициаторами того, чтобы квитанции за услуги выставляли напрямую поставщики ресурсов. Потребители услуг настаивали на заключении прямого договора с поставщиком в обход управляющей компании и добились реализации этого права в судебном порядке. Позиция судов по таким конкретным гражданскоправовым делам наталкивают меня на мысль о возможности реализации этой правовой схемы.
Я слышал суждения о том, что Жилищный кодекс этого не разрешает. Предлагаю вести разговор от обратного. Да, прямого разрешения Жилищный кодекс на выставление квитанции от поставщиков не содержит — нет такой нормы. Но мне кажется это менее важным, нежели отсутствие запрета на такие действия. У нас система права — запретительная. Так что она изначально провозглашает допустимость всего, кроме запрещенного. Коль скоро у нас Жилищный кодекс не содержит запрета, априори это не возбраняется. К тому же есть судебная практика в поддержку именно такой схемы, поэтому я считаю, что это вполне возможно сделать в Первоуральске.
Вечный бой
Комментария от администрации пока получить не удалось. В коротком телефонном разговоре 31 мая, как раз перед очередным заседанием по этому вопросу, первый вицемэр Михаил Власов сказал:
— Пока управляющие компании не подпишут регламент, я ничего комментировать не могу. А теперь, извини, мне надо готовиться к бою…
Ранее, на коммунальном совещании, Михаил Иванович заявил, что данную меру СТК поддерживает:
— Управляющие компании, которые наживались за счет денег жителей, собранных за тепло и не перечисленных СТК, уйдут с рынка. Пора кончать с этой «воровской малиной»!
Регламент подписали и объявили себя банкротами
Днем, 1 июня, стало известно, что все три управляющие компании подписали регламент.
— С этого числа СТК растрогает действующие договоры с УК «Уралагрострой», ПЖК и «Уют» и заключает с ними договоры на техническое обслуживание, — рассказала пресссекретарь компании Светлана Тимченко. — Отдельное спасибо за помощь в решении этого вопроса первому вицемэру Михаилу Власову. Если бы не его усилия и правильная хозяйственная линия, мы бы ничего не добились.
В этот же день стало известно, что накануне УК «Уралагрострой» подала в арбитражный суд заявление о банкротстве.
Ранее Сергей Ефимов в интервью нашему изданию называл самых крупных должников. Из тех 500 млн рублей, которые первоуральские компании должны СТК, 160 млн — ПЖК, 122 млн — «Уралагрострой», 22 млн — «Уралагрострой99» (объявлен банкротом),
30 млн — «Уралпромконтакт» (начата процедура банкротства), 22 млн — СТЭК.