Чиновники предупредили жителей Новоалексеевского: отапливать ваши квартиры не будем

D Жители Новоалексеевского выступают против навязывания ТСЖ, не хотят ремонтировать теплосети за свой счет и пишут письма властям.

 

Не успел закончиться нынешний, отопительный сезон, как уже «нарисовались» сразу несколько проблем следующего. Занять «почетное» место главной «горячей точки» в этом году все шансы получило Новоалексеевское. Проблемы остальных территорий просто рядом не стояли — жителей села предупредили: вполне вероятно, что этой зимой решать проблемы с отоплением им придется самостоятельно.

Котельную берем, сети — нет

Несколько лет подряд проблема подачи тепла в квартиры Новоалексеевского с трудом, но решалась. Поставщиком ценного ресурса было Центрально­Уральское геолого­промышленное предприятие. Но два года назад геологоразведка разорилась и вступила в процедуру банкротства. В прошлом году исполнительный директор ФГУП «Центрально­Уральское» Алексей Панькив пообещал — в этот отопительный сезон поселок не бросим, в следующий — передаем эту обязанность муниципалитету. Слово новая команда сдержала, даже отремонтировали километр трассы, поменяли задвижки и подшаманили котлы. А этой весной вопрос передачи котельной и сетей был поставлен уже перед новой администрацией.

— Согласно закону «О банкротстве», мы выставляли на конкурс котельную и газопровод, — объясняет Алексей Панькив. — Делали так, как прописана данная процедура в законе. Два месяца прошли, никто на конкурс не заявляется,  котельная и газопровод интереса ни для кого не представляют. Статья 132 пункт 5 говорит, что социально значимые объекты, не проданные в таком порядке, подлежат передаче в муниципальную собственность.

Принять котельную — не вопрос. А вот с сетями возникла загвоздка. Построенные во время становления поселка геологов хозспособом наземные «времянки» дожили до наших дней, не обзаведясь при этом ни одним документом. Принять такое на баланс администрация не имеет права — нет оснований. Как при этом зимой будет подаваться тепло в поселок — неясно.

Сумятицу в умы новоалексеевцев внес первый вице­мэр Михаил Власов, который еще в мае заявил им: «Принять сети не можем, устанавливайте котлы, топите свои дома сами». По селу пополз слух — «все обрежут, мы вымерзнем».

Сгладить нервозность было призвано собрание жителей поселка геологов, на котором администрация должна была объяснить сельчанам, как им дальше жить. Но народ на сход начал собираться уже в подогретом состоянии:

— Объявление­то в малолюдном месте повесили — за почтой, куда вообще никто не ходит, вчера только. Видимо, не сильно и хотели, чтобы мы пришли…

Кому нужна эта теплотрасса?

Главная мысль, которую пытался донести до сельчан представитель Администрации Владимир Терехов — решать проблему с теплом надо быстро, а для этого надо как можно оперативнее создавать ТСЖ.

— Позиция Администрации на сегодняшний день такова: есть документация на детский сад, на школу и на котельную, — объясняет жителям Владимир Терехов. — Эти объекты мы и запустим. На все остальное документов нет. Администрация не может принять на баланс сети без документов. Поэтому ответственности за трассу не несет и запускать не будет. Потому что котлы просто не вытерпят той мощности, которую она требует. Сеть необходимо готовить к зиме, ее надо изолировать, закрывать. Там целый комплекс мероприятий. Для этого и нужно создать ТСЖ, чтобы у сетей появился хозяин, чтобы их можно было начать как можно быстрее приводить в порядок.

— Вот вы сказали — документов нет, задолженность наша 400 тысяч и еще нужно собрать деньги на ремонт трассу, — начинают высказываться сельчане. — Это что получается, мы сейчас должны заплатить долг, собрать на трассу и найти документы?

— А кому нужна эта теплотрасса? — парировал Владимир Геннадьевич.

«В обиду бабушек в обиду не дам!»

Ситуацию осложняют еще два момента — большая задолженность жителей за тепло и довольно многочисленная группа людей, причисляющая себя к малоимущим.

Долг населения — более 400 тысяч рублей. Владимир Терехов озвучивает позицию — с должниками Админи­страция заключать договор не будет. Кто­то признает, что был неправ и готов заплатить за потребленные услуги хоть сейчас. Кто­то, напротив, возмущается выставленными, как считает, необоснованно высокими счетами:

— У нас отопительный сезон официально закончился 15 мая, а счета опять выставили, как за целый месяц. Не будем платить! И вообще, откуда вы такие тарифы берете!

С малоимущими все намного хуже. Большинство жителей поселка геологов — пенсионеры и бюджетники. Найти сразу вдруг «свободные» 100 тысяч рублей, а именно столько по приблизительным прикидкам может стоить установка одного котла, из них мало кто может.

— Какие у нас могут быть варианты? — говорит жительница села Марина Вараксина. — Например, знаю, что знакомые строят пристрой, у них газовая труба идет, они привозили газовика для консультации — 2000 заплатили! Мне нечего решать, у меня нет вариантов. Я работаю в Доме культуры, у меня оклад 6000 рублей. Два внука, дочь в декрете. Долгов по коммуналке у меня нет. Но на собрании сказали, что теплотрассу все равно обрежут. Теплотрасса у меня по участку идет, наружная, поэтому и вода с ней рядом идет, чтобы тут ничего не перемерзло. В прошлом году мы сами пиломатериал покупали, чтобы здесь ее утеплить. Сети изношенные, не ремонтируются. Конечно, они обуза для городского хозяйства. К тому же на них нет совершенно никакой документации. Получается, в свой кошелек они заглянули, в кошелек жителей — нет. Кто как будет выкручиваться — им наплевать.

Подобные выступления идут одно за другим. Шквал этих «криков души» прерывает начальник СТУ Николай Лесун:

— За малоимущих я буду биться головой, но бабушек наших в обиду не дам. По пенсионерам отдельно будем просить у Администрации льготы. Но тем, кто в состоянии, надо все­таки думать о том, как нам топить наши дома. Под лежачий камень вода не течет. Извините, был Советский Союз — все было для человека. Сегодня мы брошены на произвол судьбы. И если мы сами себя в руки не возьмем, манна небесна с неба не свалится. Поэтому давайте спокойно думать, как из этой ситуации выходить. Значит, надо постараться, ставить себе котлы. Кто сможет в этом году, пожалуйста, посидите, покумекайте.

«Люди, одумайтесь!»

Результатом собрания стали выборы актива будущего ТСЖ и принятие решения о необходимости его создания. Жители, вроде как, даже согласились с доводами ораторов.

А буквально на следующий день в селе появились объявления примерно следующего содержания «Люди, одумайтесь! Не надо вступать в ТСЖ. Администрация никуда не денется, будет нас отапливать». Уже через два дня передумавшие новоалексеевцы составили письменное обращение полпреду, областному прокурору, губернатору и мэру города. Главное требование — Администрация должна принять на баланс сети даже без документов.

— Еще в 2003 году нашу улицу пытались отключить, при Кривоносенко (бывший директор геологоразведки — ред.), — рассказывает Марина Вараксина. — Мы отвоевали. В 2005 году снова «покушались». Прокуратура ясно дала понять — не имеют права. В прошлом году писали Мишарину с просьбой передать нас в муниципалитет. Губернатор четко ответил — прием жилого фонда является обязанностью администрации Первоуральска. Я думаю, будет так: мы ТСЖ создаем, город облегченно вздыхает, что мы от них больше не зависим. ТСЖ — это маленький коллективный сад, где нужно платить взносы и все вопросы только к правлению. Народ после собрания с этой мыслью переспал. Даже те, кто голосовал «за», сейчас с утра бегают уже подписи собирают под письмом. Новоалексеевка постоянно за что­то борется. У нас тут настоящая территория выживания.

«Мы просто растерялись»

Жители поселка геологов, по их собственному утверждению, отказываются от установки котлов еще и потому, что уверены — их теплосистема не выдержит таких усовершенствований.

— Вот жители улицы Степной пытались поставить, — рассказывает бывший комендант поселка Надежда Абрамова. — Им отказали, потому что мощности не рассчитаны. Представьте, сколько тепла должна вырабатывать наша котельная, даже если бы все смогли сейчас поставить котлы. Если даже все поставят котлы, поселок остается полностью без воды. Потому что у нас идет три трубы — подача тепла, обратка и холодная вода, которая участвует в системе отопления. Как только отопление выключат, эта труба перемерзнет.

— Мы копейки не дадим, чтобы восстанавливать трассу, — категорично заявляет одна из организаторов кампании по сбору подписей Марина Кисель. — Это не наша обязанность. Мы платим за содержание каждый месяц.

На наш вопрос, почему на собрании жители все­таки согласились на создание ТСЖ, ответила Валентина Партина:

— Это было настолько спонтанно, мы просто растерялись. Пусть сначала все сети и котельную отремонтируют, потом передают уже ТСЖ. На голом месте создавать ТСЖ — ну только не там, где одни пенсионеры
живут.

Пенсионеры не виноваты

Алексей Панькив, исполнительный директор ФГУП «Центрально­Уральское»:

— Что касается долгов населения — оно так и останется должно предприятию. Отношения с муниципалитетом у жителей села начнутся с чистого листа. Но я не понимаю, как можно жителям заявить, что у вас не будет ни тепла, ни воды? Как можно сказать пенсионерам — бурите скважину и ставьте котлы? По самым приблизительным подсчетам — если ставить газовый котел, нужно провести проектирование и согласовать подключение газоснабжения, это стоит порядка 15 тысяч, сам котел стоит от 20 тысяч, врезка в газопровод — 50­60 тысяч рублей. Но без воды этот котел ставить бессмысленно, потому что вода задействована в цикле производства тепла, скважину бурить — 1 метр стоит 300 рублей. Где пенсионеру найти такие деньги? И пенсионеры не виноваты, что предприятие довели до такого состояния.

Водонапорную башню мы также выставим на торги — если не купят и признают социально­значимым объектом, передадим муниципалитету. Он же мне не признал ее социально­значимым объектом! Вот у меня письмо, где четко сказано, что социально­значимыми объектами признаются газопровод, котельная, пристрой котельной и три ТП — все! Если бы признали — ради бога, забирайте. А пока до осени водоснабжением села мы будем заниматься.

«Мы просто теряем время»

Владимир Терехов, представитель Администрации:

— Жители могут требования выдвигать любые, но насколько они законны? Я пытался донести до них мысль, что сейчас надо действовать сообща. Вроде, меня поняли. Но кто­то после собрания, видимо, внушил им, что их обманут. И все пошло наперекосяк. Вот пускай они сейчас скажут — каким образом решить проблему? Чтоб это было по закону и хорошо для всех, и при этом на века?

Администрация не потому не принимает на баланс эти сети, что не хочет, в потому, что не может. Потому что потом с того же Власова и с Переверзева спросят за их качество и состояние.

На собрании выделились активные люди, которые готовы представлять интересы жителей. Мы этот вопрос с главой обсуждали. Мы должны им были оказать содействие в вопросах водоснабжения, малоимущим помочь с установкой котлов. Мы могли обратиться к Думе о выделении для этих целей бюджетных средств и закрыть этот вопрос раз и навсегда. Но произошло то, что произошло.

Что получат люди после того, как напишут губернатору или полпреду? Ничего, они снова придут в Администрацию, потому что никто кроме нас к ним решать этот вопрос не приедет. Получается, вот тот негатив, который сейчас образовался, нам надо будет нейтрализовать, призывать к конструктивному решению, опять за рыбу деньги. Мы теряем время, вместо того, чтобы что­то делать, занимаемся разговорами.

Если Администрация изыщет средства на ремонт теплотрассы, кто их будет возмещать? Трасса Администрации не принадлежит. Это опять ляжет на плечи жителей. Они привыкли жить по советским принципам —  все общее, государство нам должно. Но того государства уже нет. И по­другому не будет.

Почему­то жители наивно полагают, что, создав ТСЖ, им сразу же вкрутят эти сети. Нет. Мы будем договариваться — по этим техническим нормам сети существовать не могут, что нужно сделать? Давайте составим план. Мы будем объяснять это до бесконечности.

Если хотят, пусть обращаются в суд. Только это еще больше затянет процесс. Думаю, главе СТУ надо придерживаться выбранной позиции — есть решение собрания, надо продолжать заниматься созданием ТСЖ. Собака лает, караван идет.

«Сидеть за вас не собираемся»

Надежда Абрамова, бывший комендант поселка геологов:

— Раньше по развитию территорий был Юрий Устинов. Еще года три назад он добивался, чтобы наши сети передали муниципалитету. Тогда уже было известно, что документов нет. Поэтому рассматривали вопрос, чтобы передать по «упрощенке» — с минимальным количеством документов. Все было заготовлено, просчитано. Собрались представители «Водоканала», УЖКХиС. Посовещались и решили — нет, мы за вас сидеть не собираемся.

Почему Администрация сейчас делает такие глаза, как будто впервые слышит о нашей проблеме — мне непонятно. Они должны были деньги заложить в бюджет заранее. Прекрасно все знали, что отдадут котельную и сети. И знали, в каком ужасном у нас тут все состоянии. Сейчас понятно, что если мы создадим ТСЖ, нам нужно будет ремонтировать все за свой счет. А у нас здесь в основном пенсионеры живут.

Народ не готов

Николай Лесун, начальник Новоалексеевского СТУ:

— Ну как ты бабушек этих отключишь?! Одна вот пришла, плачет: у меня даже на похороны денег нет, пенсия 3,5 тысячи. Никто не отключит! В Новоалексеевском порядка сотни домов, из них практически все двухквартирные, только две трехэтажки. Получается, около 300 квартир. Газовые котлы стоят только в пяти квартирах. Здесь нельзя вот так нахрапом решать. Народ надо к этому подготовить. Нельзя у людей все забрать и ничего им взамен не дать.