Чиновники Первоуральска: «Вопросы с подачей тепла и воды надо решать самостоятельно»

Первый вице­мэр Михаил Власов уже не в первый раз приезжает в Новоалексеевское для «разъяснительной работы» с жителями. Пока общий язык с сельчанами находится тяжело.

Ситуация с возможным отсутствием отопления в селе Новоалексеевское получила развитие. После проведенного в начале июня собрания жителей и выхода статьи «Территория выживания» («Городские вести» № 22 от 9 июня), администрация провела перепись, выяснив, сколько домов в селе рискуют замерзнуть будущей зимой. И на последующем сходе сельчан чиновники повторно обрисовали новоалексеевское грядущее — центральное отопление в частных домах будет отключено, а за водой придется ходить на колонку.

«Маленько родные…»

Администрация, на баланс которой руководство банкротящейся геологоразведки передало часть некогда федерального имущества — котельную, сегодня заявляет — отопление зимой будет. Но только в школе, новом детском саду, больнице, Доме культуры, а также в многоэтажных домах. Что касается частного сектора, то жители его должны сами подумать о том, как им обеспечить комфортные условия проживания в своих жилищах.

— В соответствии с законом, бюджетные деньги на содержание частного дома просто не выделяются, — объясняет первый вице­мэр Михаил Власов. — Частный сектор должен перейти на свое индивидуальное отопление.

Естественно, подобное заявление вызывает просто бурю протеста — в зале начинаются выкрики «Чем мы виноваты?», «Путин говорит, что жизнь надо делать лучше, а вы нам хуже делаете!», «Чтобы котел поставить, 100 тысяч нужно, а где их взять?»

— Ну, вы сказки­то не слушайте, — тут же реагирует Михаил Иванович. — Я вот за подписью Кучерюка (заместителя генерального директора «Уральские газовые сети» — ред.) документ вам привез. У вас со всеми материалами котел обойдется в 22950 рублей.

— Откуда вы такие цифры взяли? Я в прошлом году устанавливала котел. Там вовсе не такие суммы, — возражает жительница села Альбина Иванова.

— Вы в прошлом году совсем чужие были, а в этом маленько родные стали…

— Вот то, что вы сейчас циферки назвали — это все официально. На самом деле, за проект мы заплатили около 5 тысяч. По проекту газовиков дырки в одном месте, пожарные пришли, сказали делать в другом месте. Котлы газовики сами не ставят — нанимайте отдельно товарища, назвали фамилию. И денег не 24 тысячи, а в три раза больше. Может, Кучерюк не знает даже, что на самом деле делается?

Зачем платить гигантские суммы?

Есть второй вариант решения проблемы — муниципалитет все­таки дает тепло в частный сектор. Но для этого жители должны создать товарищество собственников жилья, чтобы у города было юридическое основание отапливать эти дома. При этом сети включаются в общее хозяйство собственников.

— У вас сети хозспособом построены, — объясняет Михаил Власов. — Тут если подключаться, море крови будет, потому что гидравлика не рассчитана. Подпитка ваших котлов доходила до 80­100 тонн в час. Сравните, в Первоуральске подпитка — 300 тонн на весь город. Почему? Потому что сети у вас старые, водоразбор из батарей идет. К чему это приводит? У вас чугунные котлы стоят — с одной стороны горячая вода, а с другой холодная заходит. Никакой котел такого отношения не выдержит. Я вам по­русски объяснил: надо ставить нормальный газовый котел и уходить от этой схемы. Плюс, вот эти потери — 80 тонн в час — они разбрасываются на всех жителей. Зачем платить гигантские суммы за утечки, когда можно реально экономить с газовым оборудованием?

Такой вариант, правда, сельчанам опять же не подходит — от идеи создания ТСЖ они категорически отказались две недели назад. Между тем, по данным Новоалексеевского СТУ, на сегодняшний день индивидуальное отопление из 165 квартир села есть только в 41, то есть 25%.

— Получается, что жители 124 квартир у нас сейчас в подвешенном состоянии, — резюмировал Михаил Иванович.

Иначе не скажешь — на самом деле, те, кто имел возможность сделать газовое отопление, давным­давно это сделал.

— Мы с мужем всю жизнь работали, здоровье угробили в этой геологоразведке, ни льгот, ничего. У меня пенсия пять тысяч, муж болеет, сын 50% алиментов платит, одна дочь не работает, другая — копейки получает. Мне вот так сразу даже 25 тысяч будет сложно из своего бюджета выделить, — плачет одна из местных бабушек.

— Стройте печь! — предлагает вариант Михаил Власов. — Когда первую газификацию в Шайтанке проводили, там еще остались старые люди, которые сказали — а зачем я буду печь ломать, вдруг газа не будет, дровами топить буду. Есть газовые горелки, которые ставятся в печь. Сегодня нужно на себя надеяться.

Без шамбо, вода — в колонке

Если газовые котлы стоят в большинстве частных домов поселка геологов, то с водой все обстоит намного хуже. Сегодня часть водопровода построена в нарушении всех правил, самовольно, и идет параллельно трубопроводу отопления. Понятно, что первые же холода заставят пересохнуть краны во всех домах разом — водопровод без подогрева просто перемерзнет. Плюс ко всему — все шамбо, по словам вице­мэра, построены в селе с нарушением санитарных норм.

— Защитная охранная зона скважины одного дома — 30 метров, — объясняет Михаил Власов. — А если скважина питает поселок, охранная зона должна быть 50 метров. Что у вас сейчас происходит? Вчера я прошел ногами улицу Лесную, вот в таких туфлях. У вас шамбо на каждом участке из чего попало сделаны! Вот прежде, чем провести домой воду, надо сделать нормальные, герметичные шамбо. Чтобы вот это все, что сливается, не попадало на огород. А сегодня ситуация такова: дожди прошли, там все под горлышко. Кушать с такой грядки овощи — опасно для здоровья. И вы говорите, что вы так 50 лет живете. Так плохо, что вы 50 лет так живете! Поэтому сначала шамбо, потом — вода. Мы планируем восстановить у вас колонки, тогда водоснабжение будет соответствовать нормам.

— Это что, мы воду ведрами на себе носить должны?

— И будете носить, пока шамбо не сделаете! Санэпидемстанция приедет, она просто оштрафует администрацию. Дерьмо вывозить нужно. Вы же не можете в нем жить! Если у вас будет шамбо, «Водоканал» обяжут за деньги возить отходы на очистные. А не как сейчас: халтурщики, которых вы нанимаете, все в лес сливают.

Водную проблему администрация решать собирается: по словам Михаила Власова, «вопрос уже прозондирован» — на северо­востоке села есть источник. Сейчас дело встало за депутатами — нужны деньги на проект скважины и проведение водопровода. А дальше все, кажется, просто — жители заключают договор с «Водоканалом» и тянут водопровод от трассы к себе домой. Только и на это опять нужны деньги.

— Вот вы говорите, вода непригодная, ее пить нельзя, значит, закрыть все и хана всему, оставляете только школу и садик, — говорит местный житель Петр Зинкевич. — Вы расписались в своем бессилии. Получается, для населения эта вода непригодна, а детям в садиках и в школе ее можно будет давать. Значит, можно питать и нас, просто вы не хотите.

— Так у вас, если теплотрассы не будет, водопровод замерзнет, — отвечает Михаил Власов.

— Вы нас выкидываете!

— Не надо здесь нагнетать обстановку, все люди, живущие в частном секторе — 90%, носят воду из колонок.

— Мы на ферме всю жизнь робили, воду на себе носили, — сетуют старушки, сидящие недалеко от ораторов. — Все ждали, что лучшая жизнь наступит и вот, на тебе, наступила! Обратно в каменный век!

 

По оценкам УЖКХиС, если Администрация зайдет на новоалексеевские сети с существующими нынче в Первоуральске тарифами, оплата за тепло для семьи из четырех человек, проживающей в квартире 45 квадратных метров составит 2352 рублей.

 

Что нужно сельской местности?

Виктор Басаргин, министр регионального развития РФ:

— Необходимо решить вопросы сокращения в селе большого числа мелких неэффективных и неэкономичных котельных, себестоимость производства тепла которыми в три­пять раз выше, чем в городской районной котельной, снижения себестоимости подачи воды (во многих сельских поселениях централизованное водоснабжение уже вытесняется колодцами), формирования экономически обоснованных тарифов.

Журнал «ЖКХ России»

«Мы отказали администрации»

Алексей Панькив, исполнительный директор ФГУП «Центрально­Уральское»:

— Администрация во вторник на совещании предложила нам за то, что они будут отапливать нашу промплощадку, отремонтировать все сети, поставить их на баланс и зарегистрировать. Представляете, предприятию­банкроту такое предложить?! Мы отказались. Сейчас будем строить свою автономную котельную, только для собственных нужд.

Сейчас жители «остывают»

Сергей Гайдуков, начальник УЖКХиС:

— Котельную мы планируем передать в ведение МПО ЖКХ и сразу объявим конкурс. Уже одна энергетическая компания — «ВИКА» — заявила, что будет обязательно в нем участвовать.

Сетей там толком вообще нет. Сейчас там строится муниципальная теплосеть, которая пойдет до детского сада. Она будет в казне, и на нее­то мы деньги уже сможем выделить.

Сейчас жители уже «остывают», начинают здраво рассуждать. Говорят, что, в принципе, не против индивидуальных котлов, просто финансово это очень сложно для них будет. И по воде тоже, предлагают уже — проложите нам магистраль, не надо колонок, а в дома мы уже сами подведем.

Для меня же приоритетным является вопрос с отоплением.

Давайте дадим жителям год

Николай Лесун, начальник Новоалексеевского СТУ:

— Я свою позицию озвучил — давайте в этом году напряжемся, поможем жителям с отоплением и водой. Дадим им возможность решить эту проблему самостоятельно, чтобы в следующем году они уже спокойно перешли на самостоятельное отопление. Сейчас идет ненужное нагнетание обстановки.

Мы готовы пойти на рассрочку

Владимир Кучерюк, заместитель генерального директора «Уральские газовые сети»:

— Любой вопрос можно решить. Если у некоторых жителей Новоалексеевского реально сложная финансовая ситуация — мы готовы предоставить рассрочку на полгода. Пусть СТУ даст списки тех, кто нуждается, мы постараемся помочь. Что касается стоимости работ, действительно, она во многом зависит от того, как далеко расположен дом от газопровода. Но говорить о сотнях тысяч рублей — ерунда какая­то! Тут все индивидуально. Но, еще раз говорю, не надо оставаться со своими проблемами один на один — давайте их решать вместе.

«Тепла не будет»

Юрий Устинов, заместитель директора ПМБУ УКС:

— Цифры, которые сегодня Михаил Власов привел, соответствуют тем цифрам, которыми я тоже владею. Если у жителей будут какие­то проблемы с газовым сервисом, пожалуйста, пусть обращаются ко мне, мы попытаемся решить их проблемы в рабочем порядке. И жители должны осознать: хотим или нет — мы вынуждены перейти на газ, потому что тепла однозначно не будет.