Первоуральский завод ТБО готовят к передаче в частные руки

В апреле завод посетил глава города Юрий Переверзев. Тогда он пообещал, что этим вопросом власти займутся серьезно.

Договор концессии городская администрация планирует подготовить уже этой осенью. Его суть — передача на 15­20 лет права управления заводом ТБО частным лицам. То, что это лучший вариант решения многолетних проблем завода, чиновники не сомневаются. Когда предприятие начинали строить, никто и не предполагал, что оно превратится в свалку.

— То, что мы называем заводом ТБО, оказывается, не было даже зарегистрировано как имущественный комплекс, — говорит управделами Администрации Игорь Штыменко. — Лишь пару недель назад мы сдали документы в юстицию. Как только пройдет регистрация, мы сможем говорить о комплексе завода. Тогда же начнем подготовку к конкурсу. В июле­

августе с этим вопросом выйдем на Думу.

Под комплексом подразумевается сам завод по сортировке и переработке мусора и Саженский карьер для утилизации «хвостов», остатков мусора.

— Только в спайке с карьером завод представляет интерес, — отмечает Игорь Юрьевич. — Но и карьер, и завод надо доводить до ума. Карьер требует гидроизоляции, водоотводов и так далее, завод — комплексной модернизации.

Все это, по словам управделами, будет прописано в условиях договора. Результатом развития завода должна стать глубокая сортировка. Идеал — выстроить цепочку до конца, до готового продукта.

— Сегодня завод сортирует, в лучшем случае, 5% мусора, — говорит Игорь Штыменко. — Этот объем должен быть увеличен хотя бы до 50%. Соответственно, расширена должна быть линейка сортируемых продуктов, детальной стать переработка. Например, не просто собрать пластик, а превратить его в гранулу, чтобы продукт уже можно было продавать дороже.

Озвучивают в Адми­нистрации и запрашиваемую сумму — не менее 500 млн рублей. Переговоры с потенциальными акционерами уже ведутся.

— Интерес к этой сфере есть, — говорит Игорь Юрьевич. — Но придти сюда сможет только серьезный игрок, знающий и понимающий, как вложить, как окупить, как заработать.

Напомним, что ситуация на заводе ТБО последние несколько лет не менялась: начиная с 2005 года, предприятие переходит от одного руководителя к другому, и за это время оно так и не вышло на проектную мощность, работая в убыток. В декабре 2010 года директором, восьмым по счету, стал депутат гордумы Дмитрий Качин. За полгода ему удалось улучшить ситуацию: работники начали получать заработную плату, в документах появилась ясность. Но в начале июня он написал заявление об уходе. Связано это именно с переводом завода в новую форму собственности.

— Думаю, это правильный его шаг, — говорит Игорь Штыменко. — Он, наверняка, будет участвовать в конкурсе, и если победит, то это не будет выглядеть как преференция в его сторону. Пока на заводе молодой директор Александр Калинин. Мы ввели туда дополнительную технику, чтобы наводить порядок на полигоне в рабочем режиме.

Концессия — договор на сдачу в эксплуатацию на взаимовыгодных условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам.

Объектами концессионного соглашения в первую очередь являются социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, такие как аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.

«К конкурсу готовимся»

Дмитрий Качин, бывший директор завода ТБО:

— Разговор о переводе завода в концессию шел давно. И губернатор говорил об этом. В последние месяцы, где я только не был, много встреч в правительстве области прошло. Но там напрямую говорят — денег нет. Был разговор о том, что 10% дает город, 90% — область, но городу даже этого не потянуть. Сейчас ряд предприятий готовится выходить на конкурс. «Чистюля» совместно с крупными российскими предприятиями­перевозчиками — в их числе. На полигоне сегодня порядка 150 млн тонн мусора лежит. В течение года это можно будет переработать, исключая нижние слои — их только захоранивать. При условии, что завод будет работать на Первоуральско­Ревдинский узел, территории хватит лет на 50. Если придет Екатеринбург, то ее завалят за два года