В Первоуральске вновь комплектовали группы в детских садах. По традиции, мест хватило не всем

В детсады было распределено 1479 мест

«Не потому, что мы бессердечные, а потому, что очередь»

Для того, чтобы родители не стояли в очереди, городу необходимо около 100 детских садов, сейчас стабильно работает только 48. Остальные садики либо стоят бесхозными, либо заняты организациями, имеющими весьма опосредованное отношение к детям.

«Вы не вовремя родили»

В период работы комиссии — с мая по июнь — в обязательном порядке должны были быть рассмотрены заявления на устройство в муниципальные дошкольные учреждения детей 2005­2008 годов рождения. График выдачи направлений уже определен и вывешен на входных дверях Управления образования. Всего планировалось распределить 1479 мест.

— Много обращений по поводу того, что не рассматриваются заявления родителей, чьи дети появились на свет в летние месяцы,  — говорит начальник Управления образования Нина Журавлева. — Нам в упрек приводят слова: наши дети не в то время родились. Надоедает объяснять, что такого не было сказано. Возраст ребенка мы исчисляем с 1 сентября, но распределение происходит в соответствии не только с возрастом ребенка, но и с очередью. Все «летние» дети идут в детский сад в соответствии с поданным заявлением.

Недовольных много

Чтобы исключить слухи о нарушениях, допускаемых при распределении мест в детские сады, было решено привлечь к процедуре самих родителей. Уже несколько лет подряд поступают обращения в прокуратуру по факту нарушения прав детей. Проверки проводились много раз, но подобных фактов так и не было выявлено.

— Я сама являюсь родителем ребенка, который на сегодняшний момент на общих основаниях стоит в очереди, — говорит член комиссии по распределению Елена Черкасова. — Когда меня позвали в комиссию, подумала — в этом году нам уж точно достанется место! Первое, что я поняла — тут всегда есть общая очередь. Вне очереди можно попасть только тогда, когда случай признан особым. Работа очень кропотливая, я сама проводила здесь немало времени, чтобы во всем разобраться. Конечно, очень расстроилась, когда сама комплектовала младшую группу, куда должен был попасть мой ребенок, но не попал. Поработав здесь, я поняла, что нарушений, действительно, нет никаких.

— Недовольных много, — добавляет Нина Журавлева. — Появляются обращения в адрес правительства Свердловской области, президента, Управления образования, главы города. Люди пишут о нарушении конституционного права на получение бесплатного, доступного дошкольного образования. Но мы не нарушаем права детей. Нарушение было бы в том случае, если при наличии свободных мест мы бы просто не предоставили ребенку места. Общедоступность трактуется во всех юридических документах как предоставление услуги независимо от пола, цвета кожи, вероисповедания и так далее. И ничего не говорится о том, чтобы эта услуга была предоставлена каждому.

«Придется искать четвертую работу»

Несмотря на то, что комиссия по распределению работает плодотворно и соблюдает все законы, некоторые родители уже просто отчаялись дождаться места в детском саду и не очень­то рассчитывают когда­то его получить.

— У меня ребенку 4 года, и в этом году мы в очередной раз не попали в садик, — расстраивается учитель начальных классов школы №5 Татьяна Давыдова. — Воспитываю сына одна, мы живем на съемной квартире, я вынуждена водить его в частный садик, за который ежемесячно плачу 6 тысяч. Финансовая ситуация у меня достаточно сложная, но я понимаю, что ребенок должен находиться хоть в каком­то коллективе: ему нужно общаться, играть. Помимо основной работы, мне приходится подрабатывать еще в нескольких местах. В следующем году придется уже четвертую работу искать, чтобы у ребенка была возможность посещать хотя бы частный садик.

— Это для вас проблема животрепещущая, но для нас она является типичной, — отвечает на это Нина Викторовна. — Сегодня таких обращений достаточно много, обижаются одинокие родители, но мы им ничем помочь не можем. Нет ни одного документа в Российской Федерации, по которому они бы считались особой категорией. Рождение матерью ребенка и принятие решения воспитывать его без отца — это ее личное решение. Политика страны рассчитана именно на формирование полных семей. Поэтому статус одинокой матери не дает сегодня никаких особых привилегий. Даже если вы напишите заявление в комиссию, то, скорее всего, получите отказ. Предоставление вам места вне очереди повлечет за собой нарушение прав других детей. К нам обращаются люди, которые 30­50 лет проработали в системе образования, и тоже обижаются, что мы не можем предоставить место детям. Но тогда нам бы пришлось формировать группы только из внуков и внучек работников образовательных учреждений. Это непозволительная роскошь. Сейчас есть случаи отказов даже тем, кто устроился работать в садики с предоставлением места ребенку. Не потому, что мы такие бессердечные, а потому, что 6 тысяч 800 детей стоит в очереди.

Не пишите президенту — бесполезно

Нина Журавлева, начальник Управления образования:

— В этом году нас опять обвинили в том, что мы берем взятки, и были даже озвучены суммы, сколько стоит сейчас место в садике — 40 тысяч рублей. Персональную ответственность за распределение мест несу я и начальник дошкольного отдела. Никто, кроме меня, не имеет права подписать направление. Бытует мнение, что чем выше ты напишешь жалобу, тем быстрее получишь место. Это совершенно не так. В позапрошлом году было одно такое обращение президенту Российской Федерации, но человек написал жалобу раньше, чем было распределение, и место он получил по плану, а не потому, что написал президенту. Недовольных все равно больше, чем довольных. Выдали 1500 мест, и единственную похвалу в свой адрес я слышала от мужчины, который долго ждал очереди и, наконец, получил место. Он пришел и сказал мне: «Ну вот, можешь же быть человеком!» Даже те, кто сегодня получил место, выражают недовольство — не там получили, от дома далеко. Возмущаться приходят многие, благодарить — почти никто.

Что такое особый случай?

Если заявителями были вдовы или вдовцы, родители, имеющие двойняшек, тройняшек и так далее, погорельцы. Дети­сироты, родители­сироты — тоже особый случай. Если у родителей есть заболевания, не причисляющие их к инвалидам, например, шизофрения, ребенку обязаны предоставить место, чтобы ограничить его общение с такими родителями.