По хорошему, это должно было произойти еще в конце прошлого года, когда истек срок действия конкурса на обслуживание пассажирских маршрутов. Однако вместо проведения очередного конкурса «официальным» пассажироперевозчикам были пролонгированы договоры на обслуживание. И лишь на некоторых маршрутах по инициативе Администрации перевозчики сменились, что вызвало недовольство у предпринимателей, оставшихся «не у дел». Сейчас сферой транспорта занялось новое учреждение — Городское хозяйство.
Конкурсу быть
По словам руководителя Горхоза Юрия Попова, подготовительная работа к конкурсу уже началась: выделено 500 тысяч рублей на анализ маршрутной сети, ее доработку. По словам Юрия Клементьевича, екатеринбургская фирма должна разработать единую схему движения городского транспорта к сентябрю.
— Это сложная и длительная работа, — отмечает он. — Мы попросили посмотреть все паспорта существующих маршрутов, пересмотреть интервал движения. Большой объем работ будет связан с оптимизацией транспортной сети города.
Учитываться будут пожелания жителей и перевозчиков. После того, как транспортные артерии будут утверждены, а все правовые документы подготовлены, будет объявлен конкурс.
— К новому году мы будем с новой маршрутной сетью и новыми перевозчиками, — говорит Юрий Попов. — Положение о проведении конкурса у нас есть, надо лишь уточнить некоторые моменты. Немаловажно для нас то, чтобы перевозчик имел собственные автобусы, а не наемные. Если отдавать маршрут, то надо быть уверенными в том, что транспорт на нем будет работать бесперебойно.
«Гордиев узел» на Советской
Конечная остановка маршрутов №№3, 4 и 6у уже давно не удовлетворяет как перевозчиков, так и горожан. Для первых — разворот там не столь удобен, вторым не нравится скопление на этом месте автобусов и Газелей.
— Разрубить этот «гордиев узел» — задача несложная, — говорит Юрий Клементьевич. — Маршруты нужно закольцевать, и наметки, как это сделать, у нас уже есть.
«Тройку», по его словам, можно направить вниз, затем — по Емлина вверх и вновь на маршрут. «Четверку» и «шестерку» — пустить по улице Ленина.
С Ленина в центр
Важный вопрос сегодня — это отсутствие маршрутов, которые бы соединяли улицу Ленина с центром города и больницей №1.
— Все упирается в развязку у ДК «Строитель», где по оценкам ГИБДД весьма опасный поворот, — поясняет Юрий Клементьевич. — Но поскольку вопросов от жителей к нам поступает много, то мы вышли с предложением разработать новый маршрут и закрыть его транспортом небольшой вместимости.
По словам перевозчика Александра Бронникова, у него когдато был разработан даже паспорт такого маршрута: ГПТУ №7 — ул. Вайнера — ул. Береговая — ул. Ленина — пр. Ильича — ГПТУ №7.
— Разрабатывали мы его по просьбам жителей улицы Чекистов, но в маршрутную сеть он включен не был, — рассказывает Александр.
Проблемная «восьмерка»
Суды жителей поселка Птицефабрики с городской администрацией по поводу маршрутов 8 и 8у дали положительный результат. При разработке новой маршрутной сети Юрий Попов пообещал — все пожелания будут рассмотрены.
— Основная «восьмерка» останется, а вторую планируем направить по Емлина, — говорит Юрий Клементьевич. — Может быть, сделаем ее до Первомайки.
По словам Юрия Попова, предложения от жителей Шайтанки и Птицефабрики до сих пор продолжают поступать. В частности, они просят запустить еще одну «восьмерку» — до проходной цеха №9.
— Хорошая тема, но надо понимать, что это нецелесообразно, — подчеркивают в Горхозе. — Дублирующих друг друга автобусных маршрутов быть не должно. Если маршрут более чем на 50% повторяет другой маршрут, то его надо убирать. Так, например, пока не решено, как быть с «десяткой» — если по Емлина пойдет 8у, то и пассажиры «десятого» маршрута перетекают туда. Надо просчитывать интервалы движения, и 8у запускать не чаще, чем раз в полчаса или даже час.
Закон для «нелегалов» стал строже
Как уже не раз сообщалось, контроль за общественным транспортом будет сосредоточен в единой диспетчерской службе при Администрации. Планируется, что данные туда будут поступать от диспетчерской службы на базе ПАТП, которая объединит всех перевозчиков, выигравших конкурс. Напомним, что сегодня транспорт оснащается GPSнавигаторами, что с 1 января 2012 г. станет обязательным условием работы на маршрутах.
— Как исполняются условия договора, как осуществляется обслуживание — все это будет сосредоточено в одном месте. Мы сможем контролировать, а перевозчики — оперативно решать возникающие трудности, — говорит Юрий Попов.
Контролировать, по его словам, поможет и Административный кодекс. Поправки к нему, вышедшие недавно, ужесточили наказание в отношении нарушений в сфере пассажирских перевозок. В частности, отсутствие договора на обслуживание или паспорта маршрута перевозчика влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических — от 40 до 60 тысяч.
— «Нелегалы» столько за день не заработают, сколько их можно штрафовать, — улыбается Юрий Попов. — Поэтому от Администрации в УВД направлено письмо с просьбой помочь навести порядок на маршрутах.
«Много лишней суеты»
Александр Бронников, индивидуальный предприниматель:
— Буквально 25 мая принято положение об организации пассажирских перевозок в Первоуральске, которое разработано еще бывшим заместителем главы по благоустройству Константином Болышевым. Но оно не соответствует гражданскому законодательству, поскольку даже договоры, которые будут заключаться с перевозчиками, там обозначены не как гражданскоправовые. Мы намерены данное положение оспорить.
Что касается самого конкурса, то администрация города должна будет ознакомить перевозчиков с проектом всех документов, чтобы мы могли внести свои предложения и замечания. То есть мы настроены на диалог.
В целом, я считаю, что со стороны Администрации исходит много лишней суеты. Организация пассажирских перевозок — это порядок, который организуется самими перевозчиками в ходе работы, в ходе конкуренции. И делается это без лишних скандалов.
31 мая свердловское Управление антимонопольной службы выдало нашей Администрации предписание об устранении нарушения закона о конкуренции. То есть то, что бывшая Администрация в конце 2010 года пролонгировала договоры и провела публичную оферту на обслуживание маршрутов №5, №5с и №13, признано незаконным. До середины июля выдано предписание расторгнуть договоры, которые Администрация заключила с ООО «Лира» и ее дочерними предприятиями.
Создание единой диспетчерской службы на базе ПАТП — это опять же нарушение антимонопольного законодательства, потому что создается это на базе ООО «Лира». У меня машины имеют свою навигационную систему. В любое время я могу сесть и посмотреть, где машина находится, с какой скоростью едет. Любой надзорный орган может попросить у меня выписку за день. То есть это не помешает мне направлять информацию в Администрацию.
Надеюсь, что все разногласия нам удастся решить до проведения нового конкурса.