Депутаты обвинили Администрацию в отсутствии креатива

Протянем руки, чтобы не протянуть ноги

Депутаты Гордумы обвинили Администрацию в отсутствии креативности и плохой работе с инвестициями

Поводом для категоричных высказываний стал отчет об исполнении городского бюджета за первое полугодие 2011 года. Замглавы по финансовой политике и инвестициям Михаил Попов, казалось, совсем не ожидал такого поворота событий.

По мнению депутатов, Администрация уделяет мало внимания инвестиционной составляющей

Губернатор поручил

Основной смысл отчета сводился к тому, что и доходы, и расходы местного бюджета исполнены приблизительно на 50%, исключение составили бюджетные инвестиции — исполнение на 10%. По словам Михаила Павловича, к 100% их исполнение будет близко в третьем-четвертом квартале, поскольку инвестиции связаны с капремонтом и новым строительством в летний период.

— Небольшой процент исполнения по инвестициям связан также с прохождением процедуры торгов, — добавила Елена Винокурова, председатель Счетной палаты Администрации.

Однако такие объяснения не устроили председателя бюджетного комитета Думы Владимира Кчерюка, который заявил, что данная отговорка существует на протяжении многих лет — с тех пор, когда была введена конкурсная процедура.

— Ничего Администрация нового предложить не может, — сделал вывод Владимир Данилович. — Креативные методы управления, как сейчас принято говорить, полностью отсутствуют.

Пояснять, что это означает и о каком креативе идет речь, он не стал и продолжил:

— Важный, на мой взгляд, вопрос — вопрос газификации поселка Билимбай. Вы все, наверно, помните, что губернатор в январе говорил об этом, есть протокол. Я этот вопрос поднимал, поскольку в поселке за последние пять лет было собрано с населения около 8 млн рублей живых денег, а газифицировано процентов 12 частного сектора. Проработано много проектов по пяти площадкам, и только один сегодня находится на государственной экспертизе. Протокольная же запись была, что включить газификацию поселка Билимбай в областную целевую программу при условии готовности проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу. Я осмелюсь предположить, что этот пункт поручения губернатора Администрация на сегодня не выполнила. И когда-то это проверят…

На эту реплику Михаил Павлович ответил напоминанием о том, что проектно-сметная документация тоже стоит денег.

— Мы это оплачиваем только за счет средств местного бюджета, — говорит он. —  А документацию мы готовим и по программе газификации, и по программе развития сети дошкольных образовательных учреждений.

Наглая ложь

Владимир Кучерюк заявил, что 156 млн рублей инвестиционных денег, поступивших из регионального и федерального бюджетов, о которых говорит Администрация — это ложь в том смысле, что за этой цифрой практически ничего не стоит.

— Пользуясь случаем, хотелось бы сказать первоуральцам, что их нагло обманывают, — произнес Владимир Данилович. — Вот что такое 156 млн, о которых Администрация говорит в прекрасных тонах и даже ставит Первоуральск впереди Тагила и Каменск-Уральского: 4 млн рублей — программа подготовки документации территориального планирования и градостроительного зонирования, 13,6 млн — подпрограмма обеспечения жильем молодых семей, 3 млн — предоставление финансовой поддержки молодым семьям, а вот целевая областная программа «Информационное общество Свердловской области» — аж 13 тысяч рублей.

— Миллионов, прошу прощения, — перебил его Попов.

— Федеральная целевая программа «Социальное развитие села»  — 1 млн 635 тысяч рублей, — продолжил Кучерюк. — Программа энергосбережения — 138… чего? Миллионов? Всяко, тысяч рублей! Программа развития сети дошкольных общеобразовательных учреждений — 82 млн рублей. И то, что нас в эту программу включили — это что заслуга Администрации? Развитие культуры — 1 млн 300 тысяч, а совершенствование оказания медицинской помощи — 200 тысяч рублей. Целевая программа развития физической культуры и спорта — 25 млн рублей. Это стадион имеется в виду, на который мы оставили только 4,6 млн, и федеральная целевая программа «Модернизация здравоохранения» — 25 млн рублей.

Всего, по словам Владимира Даниловича, программ и подпрограмм 66, Первоуральск присутствует в 12.

— Я просто скажу вам о том, что волнует жителей Первоуральска — существует 8 программ, которые связаны с развитием и обеспечением сохранности сети автомобильных дорог на территории области, но ни в одной из этих программ ни рубля у нас нет, — с досадой и возмущением резюмировал Кучерюк.

А как же дальше-то?

Депутат Евгений Злоказов коллегу поддержал и заявил, что «городу сегодня тяжело без областных и федеральных денег».

— Мы заслушиваем главного санитарного врача — у нас отвратительная ситуация с водой, свалками. И ведь надо деньги где-то брать, — выступил он. — Мы ведь не пойдем их брать с первоуральцев, увеличивая налоги. Что-то же надо делать. Надо идти в область. Надо протягивать руки и просить помощи. Депутаты сегодня сидят и думают, наверняка, а как же дальше-то? Я говорил главе и сейчас говорю — надо идти в область, строить мосты. Нам на своем бюджете не выжить.

Тут уже Михаил Попов не выдержал и попросил слово.

— Я хочу напомнить, что бюджетные инвестиции могут быть получены только на условиях софинансирования, — попытался он приземлить мечты депутатов. — И любое желание привлечь побольше средств на территорию города, мы должны обеспечить своими возможностями, местными средствами. Это условие. Сейчас идет разговор о том, чтобы перенести нас в первую группу городов области по бюджетной обеспеченности, что означает софинансирование 50 на 50. Исключение — новое строительство. Там критерии могут быть разные, и по той же программе расширения сети дошкольных учреждений возможно финансирование 10 на 90. Но если исходить из соотношения 50 на 50, то получив 150 млн инвестиций мы должны своими 150-ю млн ответить. По методике планирования бюджета, закладывается не более 5% от наших доходов на прочие расходы, то есть на развитие. Грубо говоря, это 50 млн рублей. Мы можем позволить себе еще дефицит — не более 10% от собственных доходов. Это еще 100 млн рублей. В итоге, получается 150 млн рублей, которые мы можем изначально себе запланировать на софинансирование.

Провокация или незнание?

После этих слов Михаила Павловича активизировались депутаты, ратующие за реконструкцию стадиона, — их возмутила информация о переводе Первоуральска в первую группу по бюджетной обеспеченности. Дмитрий Целовальников напомнил о предложении главы города «лоббировать строительство стадиона с процентным соотношением 10 на 90».

— Так вот как это расценивать — как провокацию или как незнание того посыла о методике финансирования 50 на 50, о котором вы сейчас сказали? — поинтересовался он.

— Перевод нашего города в первую группу пока только планируется, — ответил ему Михаил Попов. — И это по объективным причинам: мы с 2012 года теряем полномочия на местном уровне по здравоохранению. Они стоят в оценке 2011 года 281 млн рублей. Так как у нас установлены минимальные по бюджетному кодексу нормативы отчислений по налогам на доходы физических лиц, это 30%, уменьшить их нам ни область, ни Федерация не могут, поэтому, возможно, что в 2012 году наш бюджет будет планово профицитным. Из этого следует, что бюджетная обеспеченность одного жителя превысит среднеобластную величину, что и является основанием перевода нас в первую группу. Но повторюсь, это еще никем не утверждено.

На этом в докладе замглавы по финансовой политике и инвестициям была поставлена точка.

Самым интересным местом в препирательствах парламентариев и зама по финансом бала реакция журналистки из областного центра, которая обратилась к коллегам из Первоуральска с вопросом: «У вас всегда такой цирк?». Пришлось ей объяснять, что подобная депутатская активность обычно возникает только в преддверии выборной кампании.