«Водоканал» и садоводы делят ручей Ельничный

Евгений Костылев, начальник цеха внешнего питьевого водоснабжения: "Я как полагаю — осенью поливочный сезон кончился, вода в садах не нужна, так не пакостите чисто по-человечески. Зимой водичка городу нужней."

Коммунальщики стремятся направить его воды в Верхне-Шайтанский пруд, чтобы осенью они пополняли питьевой водоем города, а садоводы не дают — боятся, что тогда их лесная запруда, сделанная на этом ручье, обмелеет. На деле выясняется, что такие страхи беспочвенны, но не все владельцы огородов это осознают, а потому продолжают пакостить.

Соломку стелем заранее

— Ниже бывшей базы отдыха «Бодрость» река Ельничная делится на два протока, — объясняет главный инженер «Водоканала» Михаил Медведев. — Один из них течет через Самстрой, поселок Ельничный, улицу Береговую и впадает в Нижний пруд. Другой — бежит в районе коллективных садов, питомника и впадает в Верхний пруд. Между этими протоками садоводы построили ряд небольших прудков, из которых берут воду для полива. Нормальное вполне дело, мы не против, но когда полив закончился и приближается зима, то мы бы хотели в большей степени направить воду в Верхний пруд, а не сливать ее впустую в Нижний.

С этой целью рабочие «Водоканала» строят на ручье небольшие плотины — где-то мешки со шлаком, где-то затор из камней поворачивает воду в нужном направлении и она бежит в Верхне-Шайтанский пруд, а затем — в городские квартиры.

— По нашим замерам ручей дает 60-80 кубометров воды в час, — говорит Михаил Медведев. — Это немного, но это и неплохо. Напуганные ситуацией прошлого засушливого года, хотя сейчас она совсем не такая, мы заранее страхуемся и стелем соломку.

По весне, как уверяют в «Водоканале», садоводы могут беспрепятственно пустить воду вновь в нижний ручей и к себе на огороды.

 Сизифов труд

Но пока коммунальщикам приходится лишь бороться с невидимыми врагами — их рукотворные плотинки разрушают с завидной регулярностью.

— Я сюда езжу каждую неделю, — с горькой улыбкой говорит начальник цеха внешнего питьевого водоснабжения Евгений Костылев. — Приедешь с проверкой, а тут все раскидано. Не понимают, видимо, что наши плотинки — это временно.

По словам Евгения Владимировича, недоброжелатели и на зло даже делают — камнями закладывают русло верхнего ручья, который воду несет в Верхний пруд, направляя тем самым реку вниз.

— За руку, конечно, не поймать, — добавляет он. — Но хотелось бы, чтобы садоводы-хулиганы нас услышали и не трогали русло в течение осени-зимы. Самое главное, когда в зиму уходим — Верхний пруд к холодам надо наполнить.

Пока коммунальщики ходят по кругу: один день строят, на следующий — проверяют, а еще через день — снова строят.

— Я бы не сказал, что это проблема. Это проблемка, — говорит Евгений Костылев. — Она смешная, но напрягает постоянно бегать. Сизифов труд получается — мы строим, они ломают. И конца этому нет.

По его словам, Верхне-Шайтанский пруд пополняется за счет трех речушек — Шайтанки, Мариинки и Ельничной. И хотя из последней воды поступает меньше всего, она также помогает замедлить падение уровня питьевого водоема.

 Это не мы!

Рассказав нам о наболевшем, Евгений Владимирович пошел вглубь леса — проверить еще одну плотинку. А мы решили заглянуть в коллективный сад №58, который и берет воду из рукотворной запруды в лесу. Председателя в этот день не было на участке, но его предшественник на этом посту уверил нас, что садоводы так не пакостят, ибо «не от ума все это».

— О том, что плотинки разбирают, я слышал, но это не наши делают, — заявил Алексей Барышев, председальствовавший в саду с 2008 по 2010 годы. — Я согласен здесь с «Водоканалом», чтоб ограничить подачу воды — людям надо попить. А мы-то берем воду только сезон, месяца четыре — с мая по август. Потом все прекращается. У нас же электричества много насос съедает, поэтому мы ограничиваем подачу, а на осень-зиму насос вообще увозим, ставим к сторожу.

Коммунальщикам остается надеяться, что так здраво мыслить начнут все же все и им не придется по осени еженедельно бегать в лес и проверять, куда течет вода реки Ельничной.