Театр «Вариант» открывает новый творческий сезон

Главный режиссер театра "Вариант" Вадим Белоконь по время репетиции.

Свой юбилейный, тридцатый, театральный сезон «Вариант» открыл уже знакомым зрителю спектаклем «За рамки любви» по пьесе итальянского драматурга Альдо Николаи «Любовь до гроба». Первую же премьеру сезона первоуральцы увидят в День города. Ей станет постановка по пьесе Мартина Макдонаха «Сиротливый Запад».

Силы — на Макдонаха

Имя молодого и талантливого ирландского драматурга Мартина Макдонаха труппе театра «Вариант» уже знакомо — весной прошлого года приглашенный режиссер Эдуард Шахов ставил спектакль «Сиротливый Запад» в рамках проекта «Новая драма. Театральная лаборатория: поиск счастья». Единственное, что премьера так и не состоялась.

— Трехсторонний договор с Шаховым был расторгнут при предыдущем начальнике Управления культуры, — говорит директор театра «Вариант» Юрий Крылов. — Но направление на новую драматургию мы не отпускали. И сегодня нашли в себе силы заняться Макдонахом.

Новый режиссер спектакля — Вадим Белоконь и директор театра уверяют, что их совесть перед Эдуардом Шахов останется чиста и этического вопроса не возникнет — копировать и как-­то использовать наработки они не намерены.

— Та постановка осталась в прошлом, она была в иную полосу развития театра. Сейчас работает другой режиссер, другой художник, совершенно другой замысел, другие актеры. То есть, спектакль делается с нуля, — объясняет Юрий Крылов.

При этом Вадим Васильевич изначально рассматривал две пьесы Макдонаха — «Лейтенант с острова Инишмор» и «Сиротли­вый Запад». Последняя привлекла тем, что в ней нет политики.

— То есть я выбрал ее не потому, что ее уже ставили, а потому что она понятна каждому, — говорит режиссер. — Практически все пьесы Макдонаха закручены вокруг политической ситуации между Англией и Ирландией. В них много нюансов, понятных только ирландцам. Но в «Сиротливом Западе» они напрочь отсутствуют, что и делает пьесу понятной всем, даже если человек ничего не знает о политической обстановке в стране автора.

Премьера спектакля намечена на декабрь — своего рода подарок первоуральцам на День рождения города.

 Работать, уважая себя

Помимо планов, так сказать, «королевских» — работы над премьерами, в «Варианте» обещают показ постановок из репертуара, наработанного в предыдущие годы, и не исключают пополнение копилки театра за счет самостоятельных актерских работ.

— Самостоятельная режиссерская работа актера — это тренинг, — говорит Вадим Белоконь. — А я всегда говорю, что артист должен, как спортсмен, как токарь постоянно трудиться. Если постановки актеров получатся актуальными и интересными, они будут одеты и обуты.

Не забывают первоуральские театралы и о фестивалях. Например, на фестиваль «Браво!» уже заявлен Макдонах. А буквально через месяц, 25 ноября, «Вариант» отправится в Озерск на фестиваль альтернативных театральных форм «Ночь в театре», где представит эскиз (читку) спектакля «Два румына, говорящие по-­польски».

— Основная задача на сегодня — войти в Ассоциацию театров малых городов России, — говорит Юрий Крылов. — По параметрам мы, вроде, проходим. Конгресс Ассоциации будет проходить в Москве, мы намерены заявиться на участие. То есть работы много.

— И я думаю, что работать мы будем как некое мало-­мальски уважающее себя предприятие, — вставил Вадим Васильевич, — планово и…

— …бесперебойно! — поддержал его директор театра.

— Да, точно так!

 Просто не мешать

По словам руководства театра, с Администрацией отношения у них выстраиваются, хотя и не во всех вопросах достигается взаимопонимание. В частности, мнение чиновников — что «Вариант» должен стать камерным театром — Юрий Крылов и Вадим Белоконь разделяют, но смотрят на него с другого ракурса.

— У нас замечательное отношение к камерному театру, — говорит Вадим Васильевич. — Более того, камерный театр — это моя мечта. Нашему городу другой театр и не нужен. Другое дело, что существует подмена понятий. Что такое камерный театр? Это не маленькое помещение, это другой вид искусства, наряду с искусством драматическим. Это уже от слова «камерность» произошел камерный театр в том смысле, что он маленький, доступный, близкий. На самом деле, здесь подмена понятий.

— Но недопонимания с Адми­нистрацией города у нас нет, — перебил его Юрий Анатольевич. — Мы все стремимся к одному — чтобы театр в городе был и чувствовал себя комфортно.

— Нам надо дать возможность наладить работу и какое-­то время просто не мешать, — улыбается режиссер. — Я об этом и сказал Александру Слабуке (заместитель главы по управлению социальной сферой — ред.) на нашей первой встрече.

— Мы понимаем, что ситуация сложная, что у города нет огромных денег, чтобы сделать все одним взмахом, есть много других проблем, — продолжает Юрий Крылов. — Но, с другой стороны, мы тоже бы не хотели до конца жизни ждать. Дайте и нам немножко пожить.

 

Новый театральный сезон

День города (начало декабря) — «Сиротливый запад» (реж. Вадим Белоконь), детская сказка «Против кого дружим» (реж. Дмитрий Плохов)

Новый год — большая новогодняя сказка (какая именно — решается) и выездной новогодний спектакль

День театра и юбилей «Варианта» (27 марта) — постановка по Морису Паничу «Соглядатай» (реж. Вадим Белоконь), детский спектакль «Вождь краснокожих» по О’Генри (реж. Дмитрий Плохов)

Закрытие сезона — взрослый спектакль (какой — решается, пока фигурирует два названия — «Амфитрион» Жана Жироду и «Записки сумасшедшего» Гоголя в инсценировке Вячеслава Анисимова), детский спектакль «Малыш и Карлсон» (реж. Вадим Белоконь)