Жители деревни Коновалово остались без хлеба

Жители Коновалово считают, что без хлеба их оставили, чтобы быстрее от них избавиться.

До ближайшего магазина, что в Битимке, коноваловцам надо пройти2 кми столько же обратно — путь под силу не всем, тем более что живут в деревне в основном пожилые люди. Пока приспособились так — кто в город на машине едет, тот и заказы на хлеб принимает. Неудобно, но что делать.

 — А что же вы на машине приехали и без хлеба? — встречают нас местные жители с полуукором, но тут же шутливо улыбаются и приветливо приглашают пройтись по деревне. — Вот тут машина, что возила хлеб, делала первую остановку, вон у того дома — вторую, и так до конца улицы, которая у нас тут одна.

Хлеб в деревню, где сегодня проживает 153 человека, всегда возил Первоуральский хлебокомбинат по точному расписанию — понедельник, среда, суббота. Магазина в деревне никогда не было. В конце сентября жители по привычке вышли на дорогу встречать машину, но она не приехала. Ждали и на следующий день, и на следующий — бессмысленно. Хлеб не везли.

— Вон там, видите — мост через Чусовую. Он соединяет наше Верхнее Коновалово с Нижним Коновалово, — показывает вдаль местная жительница Надежда Шестакова. — В той части деревни есть продуктовый киоск, но идти туда бабушкам тяжело. До Битимки тоже путь непростой —2 км. И если раньше все мы были моложе и бегали, то сейчас дорогу преодолеть сможет не каждый.

24 октября жители решили обратиться за помощью. Сначала пошли в приемную «Единой России».

— Должны же они проявить уважение к старикам, подумала я, — говорит 86-летняя Надежда Михалева. — Я ведь сама 14 лет была депутатом, 44 года отработала в Сельсовете. Собрала силы, доползла до остановки, доехала.

Заявление у нее приняли, но с ответом не торопились. Поэтому в начале этой недели узнать судьбу бумаги в город поехала уже Надежда Шестакова.

— Мне сказали, что заявление отнесли в Администрацию города, — рассказывает она. — Но там ни в одной папочке его не оказалось — меня посылали из кабинета в кабинет, по разным этажам. А у меня у самой с коленом — беда. В общем, ничего толком не сказали. Я поехала на следующий день еще раз с новым заявлением — та же история. Уже от безысходности, находясь в кабинете 111, набрала депутату Дмитрию Качину. Вот после этого звонка что-то начало меняться — с нами побеседовали специалисты отдела торговли.

Они подтвердили информацию, о которой жители догадывались — возить хлеб в Коновалово предприятию невыгодно. Заставить их это делать, увы, Администрация не в силах. Но жители все же заявление свое отдали и очень надеются, что хлебный вопрос будет решен.

— Вчера вот муж Надежды мне булочку хлеба привез, — рассказывает нам Надежда Михалева. — До этого булку всю неделю ела — зачерствела она даже. Вот такой голодный паек у нас. Хорошо, что мы тут все друг друга знаем и можем попросить привезти продуктов из города.

— Мы согласны и на два раза в месяц, — добавляет еще одна жительница Тамара Ярина. — Хлеб-то нужен. Это основной продукт.

— Видимо потому, что тут остались одни старики, хлеб и перестали возить — быстрей помрем, — вздыхает Надежда Михалева.

— Киоск бы поставили, я б сама пошла торговать, — улыбается Надежда Шестакова.

Провожая нас к машине, жители между собой вновь уже договаривались — кто и сколько сможет сегодня купить хлеба.

— И мне булочку! — прощаясь со всеми, попросила Тамара Ярина.

Чтобы добраться до продуктового магазина в Битимке, жителям деревни надо спуститься с горы, пройти болото и не попасть под машину на трассе. А потом проделать обратный путь с полными котомками.

Не все мы можем решить

Татьяна Тимершина, специалист первой категории отдела торговли:

— Вопрос нам известен, вопрос болезненный и непростой. Мы работаем, с предпринимателями общаемся с каждым в отдельности, уговариваем их, но не все можно решить только силами Администрации. Каждый сейчас считает свою копеечку, а заниматься привозом хлеба в Коновалово нерентабельно. Вопросом обеспечения отдаленных территорий сейчас занимаются, в том числе, на государственном уровне — разрабатывается программа, предполагающая софинансирование в решении подобного рода проблем. Областное министерство торговли, питания и услуг такую информацию запрашивало.

Раньше в собственности муниципалитета были комбинаты питания, и что­то можно было делать. Сегодня все в частных руках — так решило государство. Мы со своей стороны стараемся всех предпринимателей, желающих установить торговый павильон, направлять в поселки, где в этом существует реальная потребность. В городской черте разрешений не даем. Но неохотно идут — невыгодно.

В сентябре мы проехали все поселки, ситуацию представляем, стараемся что­то делать. В Черемше, например, тоже нет магазина, в Меркитасихе проблема усугубляется еще и тем, что там дороги нет — только железнодорожное полотно.

Стало невыгодно и некому

Артур Шайхутдинов, коммерческий директор Первоуральского хлебокомбината:

— В Коновалово мы всегда возили хлеб только в весенне­летний период, когда там большое количество дачников. Сейчас дачники все разъехались, и возить хлеб туда стало невыгодно. Если летом мы туда отправляли машину, загруженную на 30%, то уже осенью этот процент упал еще. Машина рассчитана на 96­110 лотков, мы загружали 30. Когда стали загружать менее 20, то даже транспортные расходы перестали окупаться. А сейчас еще и водитель у нас уволился — зарплата, что скрывать, небольшая. Если желающий к нам устроиться найдется, то мы постараемся возобновить привоз хлеба. Обращаться, если что, можно в отдел кадров хлебокомбината.