МакДонаха ставят в Первоуральске

До премьеры спектакля осталось около двух недель. Но репетиции актеры еще могут совершать ошибки, которые тут же исправит режиссер.

Театр драмы «Вариант» репетирует пьесу «Сиротливый Запад», которую планирует представить на суд зрителей 30 ноября

«Сиротливый Запад» — пьеса ирландского драматурга Мартина МакДонаха, часть его трилогии об обитателях острова Коннемара. В эту трилогию также входят пьесы «Королева красоты» и «Череп из Коннемара». Все три пьесы шокируют зрителя описанием ужасных трагедий, происходящих в домах и душах жителей городка Линэн.

 Просто драматургия хорошая

Репетиция проходила без костюмов и даже не на сцене — площадку ремонтируют, поэтому актеры переселились в рекреацию клуба Ленина: перенесли туда декорации и звуковые колонки, поставили режиссеру стул и приступили к репетиции. Пока актеры готовились отрабатывать сцены, режиссер театра «Вариант» Вадим Белоконь немного рассказал про постановку.

— В спектакле задействовано немного актеров — это Андрей Мурайкин, Дмитрий Плохов и две девушки, работающие в дубле, то есть заменяющие друг друга в спектакле — Анастасия Мурайкина и Наталья Юдина.

По словам режиссера, у МакДонаха весьма хорошая драматургия. Если говорить об авторе в целом, то многие его произведения сплошь и рядом политизированы — опираются на ситуацию между Англией и Ирландией. А в «Сиротливом Западе» нет даже намека на политику.  

Сюжет пьесы прост и незамысловат: два брата — Коулмэн Коннор и Вэлин Коннор — похоронили своего отца. Официальной версией причины гибели стал случайный выстрел из ружья. Однако и сами братья, и большинство обитателей городка знают истинную причину — один из братьев сознательно застрелил его.

 Головой надо думать

— В сюжете достаточно много мелочей, — продолжает Вадим Васильевич. — МакДонах вообще весь состоит из каких­то мелочей. Я бы не хотел раскрывать всех секретов постановки. Моя задача как режиссера — заставить людей думать своими верхними частями тела, а не только потреблять информацию, которую им на блюдечке преподнесут.

По словам Вадима Белоконя, люди должны прийти на спектакль, увидеть все своими глазами и для себя понять — зачем, про что и почему?

Декорации к спектаклю также достаточно необычны — они полностью состоят из картонных коробок. Есть, правда, еще деревянная лестница, на которую взбирается один из героев пьесы, чтобы достать бутылку с алкоголем, но в остальном — картон.

— Вот у вас лично какие ассоциации возникают, когда вы видите коробку? — задает вопрос Вадим Васильевич. — Видите, у вас одна ассоциация, у другого человека — совершенно иная. Это еще одна вещь, которая заставляет зрителя думать головой. А когда приоритеты будут расставлены, зрители поймут, что я хотел этим сказать. В сущности, мы все живем как на вокзале, сидим на вещах, в ожидании того, что куда­то сейчас попадем. Мы, если подумать, даже живем в коробках.

Вадиму Белоконю нравится некий дизайнерский подход к театральным декорациям, поэтому он любит подобные приемы. Стоит вспомнить хотя бы спектакль «За рамки любви», который полностью поставлен в черно­белых тонах. Декорации — это первый помощник для зрителя, они помогают понять, что режиссер хотел сделать на сцене.

 

Интересно будет всем

Вадим Белоконь, режиссер театра «Вариант»:

— Существует драматургия плохая и хорошая, и совершенно не важно, каким автором она написана — ирландским, канадским, английским или русским. Точно так же, как газеты — есть хорошие и плохие. Если человек видит, что газета плохая, он ее закрывает и не читает.

Если я вижу, что это — хорошая драматургия, я ее ставлю. Я хочу, чтобы первоуральский зритель видел то же самое, что показывают на центральных площадках. Мне не нравится, когда спрашивают, будет ли понятна постановка для наших зрителей. А почему непонятна? Они что, тупые, безграмотные люди? Они ничем не отличаются от жителей других городов. МакДонах — продвинутый автор, которого ставят везде.     

Мартин МакДонах

Один из главнейших современных драматургов, родился в 1970 году в семье ирландцев, живших в Лондоне. Первой его заметной пьесой стала «Королева красоты», впервые поставленная в 1997 году. Почти каждая следующая пьеса — «Сиротливый Запад», «Человек­подушка», «Лейтенант с острова Инишмор» — номинировалась на премию «Тони». В 2004 году МакДонах написал и снял короткометражный фильм «Шестизарядный револьвер», за который позже получил «Оскар», а в 2008 году дебютировал в полнометражном кино с лентой «Залечь на дно в Брюгге».