Досрочная свобода или «зона»?

Елена Казанцева, старший инспектор

Каждый девятый из осужденных условно в Первоуральске освобождается досрочно, каждый 20­й попадает за решетку

На учете в первоуральской межрегиональной уголовно­исполнительной инспекции №6 (в нее входит также Красноуфимск, Ревда, Арти, Нижние Серги, Шаля) стоит около 1000 человек. Из них 592 — это осужденные условно, другие — это те, что приговорены к обязательным или исправительным работам, а также к ограничению свободы. За три квартала этого года условно­досрочно освободились 68 «условников», только 15 человек из осужденных условно отправились в колонию.

Домашняя драка

Правительство России взяло курс на гуманизацию системы тюрем и колоний. Содержание одного заключенного обходится государству в среднем в 30 тысяч рублей ежемесячно. К тому же зачем сразу же ломать человеку жизнь? Вот государство и дает шанс тем, кто впервые украл, ограбил и даже попался на продаже наркотиков.

Попасть в нехорошую ситуацию может практически любой. Братья Марковы — старший Дмитрий и младший Михаил (обоим нет еще и 30 лет) — точно не думали, что будут осуждены. Летом прошлого года к ним в гости зашел друг, произошла ссора. Дмитрий ударил гостя кулаком в лицо, тот в долгу не остался: отломив ножку стола, огрел ею обидчика. За брата вступился Михаил. В итоге гостя избили и выбросили из квартиры на лестничную площадку. Впрочем, до больницы пострадавший дошел сам, затем он написал заявление в милицию. В итоге в августе прошлого года Марковых осудили по части 2 статьи 112 УК РФ — «умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью».

Каждый пошел своим путем

Часть 2 статьи 112 УК РФ предусматривала для Марковых до 5 лет колонии, так как били они гостя «группой», но суд проявил гуманность: Дмитрий получил два года условно со штрафом в 5000 тысяч рублей, Михаил — полтора года условно. А дальше судьба условно осужденных была в их руках, и сложилась она по­разному.

— Дмитрий год простоял на учете, вел себя примерно, — говорит старший инспектор Елена Казанцева. — Вмененные судом обязанности он исполнял в полном объеме: в частности, не менял место жительства, род занятий, но потом, видимо, успокоился: заранее снял с себя ответственность, почувствовал, что ему полную свободу дали. Многие ведь думают, раз условно, значит, и не осужден вовсе.

Летом этого года, отправившись в боулинг, Марков вышел пьяный на крыльцо заведения, подышать свежим воздухом, где его и задержал милицейский патруль. В итоге — административное правонарушение, и в условно­досрочном освобождении Дмитрию было отказано (каждый условно осужденный может досрочно освободиться по истечении половины срока). При повторном нарушении со стороны Маркова условный срок может быть замен ему на реальный срок заключения. В этом году в колонию отправилось 15 ранее осужденных условно.

Михаил же прошел «экватор» без замечаний, и в октябре Первоуральский городской суд снял с младшего брата судимость.

— По итогам трех кварталов наша межрайонная инспекция стала лучшей, — говорит начальник межрайонной уголовно­исполнительной инспекции №6 ГУФСИН России по Свердловской области Татьяна Пеньковская. — Всего инспекций 55, потому за все 10 лет работы первое место мы не занимали, но в этом году такая возможность не исключена.