Какого цвета Первоуральск — решат эксперты, экологи и горожане

В конце осени Николай Калинкин с единомышленниками заложил в Первоуральске аллею имени Бориса Рябинина.

Мы уже писали о том, что одно из старейших общественных объединений России — Всероссийское общество охраны природы (ВООП) — сегодня находится на новом этапе своего развития. В этом году при его участии на деньги промышленных предприятий в Первоуральске были посажены сотни рябин и лип. 29 ноября областному отделению общества исполнилось 87 лет. Последний 21 год руководит им Николай Калинкин.

 — У Общества интересный период, — говорит Николай Михайлович. — Во­первых, оно выжило, что само по себе хорошо. И сегодня у нас этап определенных надежд. Мы считаем, что Общество способно быть консолидирующей силой. Тем более, имея большой опыт за плечами.

В этом году Общество запустило новую программу — экологический рейтинг городов Свердловской области. В нем предполагается три уровня экологического благополучия — «зеленый», «серый» и «черный». В составлении рейтинга планируется использовать заключения экспертов, специалистов, официальные данные и сообщения граждан. По итогам будут вручаться «Зеленые грамоты» и «Черные метки».

— У нас существует рейтинг центрального общества охраны природы, когда областям присваиваются места по уровню «экологического здоровья», — говорит Николай Калинкин. — Свердловская область традиционно занимает одно из последних мест, потому что эксперты придумали такую шкалу ценностей, которая нас туда отбрасывает. Наш министр природных ресурсов меня постоянно спрашивает — а что, мы реально самые плохие? Реально, может, и не самые, но вопросов много. Дело в том, что в области все виды промышленности, каждая несет загрязнение. Но вот как работают предприятия над экологическими программами, какую позицию занимают местные власти — это надо смотреть по городам.

Например, я удивился, когда спустя 10 лет посетил технологическую пустыню СУМЗа — изменилось многое. Конечно, я не думаю, что так принципиально изменилось влияние СУМЗа на Первоуральск. Наверно, нет. Но, тем не менее, они куда­то движутся. Далеко не все у нас так куда­то движутся вообще. Я не знаю, например, куда Хромпик движется с накопленным 6­валентным хромом, не думаю, что в Тагиле все хорошо с легочными заболеваниями.

По словам Николая Михайловича, основная беда как всегда одна — несовершенная законодательная база в сфере охраны окружающей среды.

— Я пережил много систем контроля экологического благополучия, — говорит он. — Но сегодня все утрачено. То лесникам экология подчиняется, то ресурсникам, как сейчас. Но с какой стати Министерство природных ресурсов, которое контролирует эксплуатацию ресурсов, еще контролирует и охрану окружающей среды? Это нонсенс. Все это знают, но ничего не меняется. Ресурсы для России сегодня — приоритет. Кто становится на пути добычи и использования ресурсов — враг национального масштаба. Но это неправильно.

По словам Николая Калинкина, сегодня ощущается новая волна экологического самосознания. За 20 лет он наблюдал несколько таких волн. Какой высоты будет эта — будем наблюдать все вместе. Но хотелось бы верить, что она не упадет с окончанием выборов.

 Дай свою оценку. Как позитивную, так и негативную оценку действиям властей городов Свердловской области и руководства промышленных предприятий может дать каждый. Информацию ждут активисты областного отделения общества охраны природы по электронной почте sos_voop@mail.ru  или по адресу:

620026, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, 67б, оф.7.

Приславшие самые обоснованные мнения будут поощрены участием в мероприятиях по подведению итогов составления экологического рейтинга. Также приглашаются специалисты­экологи и медики Свердловской области для участия в экспертных группах экорейтинга.

 «Потому что жить надо»

Николай Калинкин, руководитель Свердловского отделения ВООП и директор природного парка «Оленьи ручьи»:

— Общество охраны природы — общество конкретных дел. Были времена, когда мы пытались встать на рельсы, пытаясь не пустить поезда с отработанным ядерным топливом, которое везли на захоронение к нам из Европы. В последние годы не было не только поддержки, но и экологических программ, сегодня никто ничего не говорит и толком не обсуждает. Более того, председатель комитета по экологии в Екатеринбурге говорит, что экологических проблем в Екатеринбурге нет. Есть коммунальные, если что кто-то сбрасывает в воду, есть транспортные, если дело касается загрязнений от автотранспорта. Но мне все же сдается, что экологических проблем немало. И их надо решать не только потому, что президент вдруг о них вспомнил и иногда говорит, а потому что жить надо.