Одна из 13 первоуральских долгожителей отметила свой юбилей

Одной из первоуральских долгожителей, Ефросинье Ивановне Коржиковой, 8 января исполнилось 100 лет. В честь юбилея она получила от администрации города букет цветов, одеяло и юбилейную кружку.

— Подобных долгожителей в Первоуральске осталось всего 13 человек, — говорит замглавы Первоуральска по социальной сфере Александр Слабука. — Мы их всегда поздравляем, дарим небольшие подарки.
«Городские вести» поздравили юбиляршу и попросили раскрыть секрет долголетия.

Ефросинья Ивановна живет вместе с младшей дочерью Людмилой в Первоуральске уже 17 лет. У нее 6 внуков, 4 правнука и 2 праправнука. Пенсия большая — 17 тысяч, и самой на жизнь хватает, и детям помочь получается.
Но когда Ефросинья Ивановна начинает вспоминать, как жила во время Великой Отечественной войны, на глазах у старушки появляются слезы.

— Никому не пожелаю такой жизни, какую сама прожила, я ведь четыре войны пережила, — говорит она. — Папа мой всю жизнь воевал, а когда с войны домой пришел, год почти совсем не поднимался. Мама его подушками обложит — он лежит, посадит — сидит. А в одно утро просто не проснулся… Прекрасно помню детство. Голодали тогда очень, я побираться ходила в соседнюю деревню, за три километра, чтобы немного картошки домой принести. А в деревне собаки большие, я их до ужаса боялась. Вот так и стояла за калиткой, пока кто­нибудь собак не отгонит. Дадут мне добрые люди ведро картошки, а я его все три километра домой несу.

В 14 лет Ефросинья пошла работать на железную дорогу — стирала белье.

Через два года устроилась прачкой в воинскую часть. Там она и познакомилась со своим будущим мужем Петром Петровичем.

— Сначала смотрел­смотрел, а потом предложение сделал. Мама не хотела меня замуж отдавать, плакала. А мне что — взяла да вышла. Муж меня сразу одел­обул и сказал, что пока он жив, работать я не буду. А потом Отечественная война началась.

Когда началась война, у Ефросиньи Ивановны было уже две дочки — Людмила и Нина. Когда немцы стали занимать Ростов, где до войны жила семья Ефросиньи Ивановны, к ней пришел брат и сказал, что на Кавказ отправляется последний эшелон.

— Мы собрали все, что могли, дядя отвез нас на вокзал, посадил в поезд, дал большой чайник, булку хлеба, и мы поехали, — со слезами на глазах вспоминает Людмила Петровна. — Очень боялись, что поезд разбомбят, но шел настолько сильный дождь, что ни одного налета на наш поезд не было, и мы благополучно добрались до Тбилиси. Тяжело, но войну мы пережили.

Жили они в военном городке в Ленинакане, на границе с Турцией. Муж в 42­м погиб на фронте.

Ефросинья Ивановна воспитала не только своих детей, но и детей сестры — племянница была парализованная, старушка семь лет за ней ухаживала — кормила, поила, одевала. Малышка так и умерла у нее на руках.

— Когда мы привезли маму в Первоуральск, у меня муж болел раком, так она и за ним ухаживала — и покушать сварит, и постирает, — говорит дочь Ефросиньи Ивановны Татьяна. — Я все время на работе, а они вдвоем — по хозяйству. Мужа уже три года как нет, мы сейчас вдвоем с ней живем — я крестиком вышиваю, а она рядышком со мной сидит.

На вопрос о секрете своего долголетия Ефросинья Ивановна пожимает плечами:

— Нет никакого секрета. А может просто потому, что работать всегда любила и работала много.