Комитет солдатских матерей готов помочь призывникам и их родителям

Венера Данилюк — представитель Комитета солдатских матерей в Первоуральске. Ее сын Денис, служивший в военно­воздушных войсках, погиб в Саратовской области 26 января 2008 года, в одной из лучших частей России.

Венера Данилюк — представитель Комитета солдатских матерей в Первоуральске. Ее сын Денис, служивший в военно­воздушных войсках, погиб в Саратовской области  26 января 2008 года, в одной из лучших частей России. Произошел несчастный случай — сослуживец неосторожно обращался с оружием и при сдаче караула случайно выстрелил… Денис, отслуживший 1 год и 2 месяца, — на сегодняшний день последний солдат из Первоуральска, который вернулся домой «грузом­-200».

Вера Данилюк все свободное время посвящает работе в КСМ, помогая военнослужащим и их семьям.

«Потихоньку учимся»

В свое время Венера Абузаровна всего один раз обратилась в Екатеринбургский комитет солдатских матерей, а потом просто не захотела оттуда уходить.

— Эти женщины — солдатские матери, они какие-­то особенные, мы уже как сестры стали, — рассказывает «Городским вестям» Венера Данилюк. — Мне хочется помогать другим ребятам.

Венера Данилюк — еще новичок, работает в комитете всего три года.

— Мы ездим в Екатеринбург, там у нас хорошие учителя из Полевского, Нижнего Тагила, Лесного, — рассказывает Венера Абузаровна. — Это такие комитеты, которые по 20 лет уже работают, их возглавляют «афганские» мамы. С их помощью нарабатываем опыт. В областном комитете прием каждый четверг, я по возможности стараюсь бывать на каждом из них.

В Первоуральском комитете костяк составляют только три человека. Многие мамы уходят после того, как сын отслужил и вернулся домой — помощь комитета им уже не требуется.

— Но чтобы прийти к нам, необязательно быть солдатской мамой, мы здесь все — просто неравнодушные к армии, — говорит Венера Данилюк. — Нам никогда не помешают юристы или просто активные люди. Это для себя приятно — помог человеку, он тебе спасибо сказал.

За три года в первоуральский комитет солдатских матерей обратилось порядка 20 человек.

Раньше ругали, сейчас благодарят

Первоуральский комитет много работает по воинской части в Елани, которую журналисты окрестили «заставой смерти».

— Например, был случай в декабре 2008 года, когда мальчик умер там от пневмонии, ему вовремя не была оказана помощь, — вспоминает женщина. — А в прошлом году повесился солдатик. СМИ раздули скандал. Когда мы общались с заместителем командира дивизии по воспитательной работе, он нам рассказал совсем другое.

Как оказалось, у новобранца в феврале умерла мама, как раз накануне его призыва в армию. У него никого не осталось.

— Нужно было обратить на него особое внимание, какой-­то период ему дать, чтобы он пришел в себя, — размышляет Венера Абузаровна. — Армия сама по себе — уже стресс, а тут еще мама умерла, у него все это обострилось. Хотя, может, и сослуживцы «помогли». Сейчас идет расследование. С Еланью мы теперь регулярно общаемся, разговариваем с командирами. Раньше они нас в штыки воспринимали, а сейчас благодарят, если нам удалось выявить какие­-то нарушения. Все равно офицеры не всегда находятся в казармах, поэтому преступления, проявления дедовщины идут обычно после отбоя.

По словам Венеры Данилюк, пока существует принудительный призыв, подобные проблемы никуда не уйдут.

— Когда новобранец заправляет кровать «деду» — это дедовщина, а когда стирает ему носки — это беспредел. Это тонкая грань, которую мы пока не можем проконтролировать, — расстраивается Венера Абузаровна. — С нашим приходом в Елани стало больше порядка. Раньше много звонков поступало — то солдатам не дают питьевой воды, то кормят плохо, то помощь медицинскую не оказывают. Сейчас стало лучше. Солдаты очень радуются нашему приезду, просят передать привет маме.

Не надо пугать детей армией

К солдатским матерям приходят с разными вопросами — и по призыву, и по неуставным отношениям, и что незаконно принуждают подписывать контракт. Обращаются члены семей погибших и пропавших без вести. Сегодня по области — 16 солдат, пропавших без вести в Чечне, до сих пор мамы не теряют надежду их найти.

— Недавно мы помогли комиссовать одного мальчика, — рассказывает Венера Абузаровна. — В результате как раз неуставных отношений случилась драка, здоровье новобранца резко дало сбой — его покалечили, и благодаря нашему вмешательству он вернулся домой.

Еще одному призывнику комитет солдатских матерей помог «переехать» служить поближе к дому. На призывном пункте не учли, что у него есть маленький ребенок, и хотели отправить служить на Дальний Восток.

Еще ни разу не было такого, чтобы представительниц КСМ куда­-то не пустили.

— Мы же просто так тоже не приедем, мы всегда сообщаем о своем визите, — говорит Венера Данилюк. — Только вот в Нижний Тагил мы приехали без предупреждения, на КПП пришли, представились, показали удостоверения, к нам вызвали командира части, и наш визит прошел нормально. Мы уже не сталкиваемся с какой­то бюрократией.

Мамы из комитета сидят в составах призывных комиссий, так что у них есть возможность контролировать и этот процесс. Но бывают и курьезные случаи.

— Пришел к нам однажды молодой человек и прямо в лоб попросил: «Помогите откосить от армии», — улыбается Венера Абузаровна. — Но мы действуем строго по закону. Чем можем — поможем, но таких услуг не оказываем. Армию хают, особенно те, кто столкнулся с военной машиной, но чтобы мы с вами ходили на работу, чтобы дети во дворе играли — нам нужны защитники. Есть много замечательных офицеров, ветеранов, у которых вся грудь в орденах, и кто-­то должен пополнять их ряды. Нужно с пеленок готовить мальчишек к тому, что им предстоит защищать Родину. Не пугать — учись хорошо, а то в армию пойдешь, а воспитывать как будущих солдат.

Каждую субботу с 10.00 в музее истории ПНТЗ комитет солдатских матерей Первоуральска ведет прием граждан по защите прав призывников, военнослужащих, членов семей погибших и без вести пропавших.