Директор музея истории НТЗ изучает английский и не волнуется, что дома не готов ужин

— Муж и сыновья у меня замечательные, — улыбается Светлана Титова. — Если я не успеваю приготовить, то готовят дети. У меня и старший сын, и младший великолепно готовят, да и муж — кулинар хороший. Поэтому, даже если я задерживаюсь на работе, то точно знаю — ужин уже готов, и мне вечером не придется суетиться на кухне.

Суеты хватает на работе. Музей отнимает много времени, но при этом, как отмечает сама Светлана, — музей вдохновляет и не дает стоять на месте.

«Ненавязчивая реструктуризация сознания»

— С пяти лет моя жизнь была связана с музыкой, — рассказывает Светлана. — Я окончила музыкальную школу, класс фортепиано, затем — музыкально-­педагогическое училище, долгое время работала музыкальным педагогом в детском саду. А потом возникла потребность что­то изучать. Было такое состояние, что если я сейчас не сделаю чего­то, то сойду с ума.

И Светлана сделала — в 2000 году, когда ей было 34 года, она заочно поступила на факультет искусствоведения УрГУ.

— Там моя тяга к творчеству только усилилась. Сначала я акцент делала на музыковедение, но в 2003 году меня неожиданно пригласили на должность хранителя фондов музея истории НТЗ, и с этого момента начался новый этап моей жизни. Музей захлестнул меня с головой.

Светлана поменяла специализацию на музееведение, много стала читать о музеях, изучать специфику работы.

— Как говорил мой декан и научный руководитель диплома Сергей Кропотов, у человека должна происходить ненавязчивая реструктуризация сознания. Она­то у меня и произошла. Более того, это должно происходить постоянно в жизни каждого, потому что человек не стоит на месте, он меняется.

Окончив университет, Свет­лана не перестала учиться. Считает, что этот процесс должен быть непрерывным. Благо, работа музейщика способствует этому. Сейчас Светлана изучает английский язык в он­лайн школе и, хотя дается он ей нелегко, уверена, что осилит и эту вершину.

— Если стремиться, ставить перед собой цели, идти к ним с интересом, то жизнь становится более насыщенной, — говорит она. — В этом смысле я сама создаю свою жизнь. Мне это нравится. И работа здесь — одно из слагаемых моего счастья. Даже несмотря на то, что это привело к тому, что сейчас я практически живу в музее.

— По долгу службы я должна знать Светлану Викторовну с профессиональной стороны, но говорить могу только об ее горящих глазах и увлекательных рассказах! — признается начальник отдела по связям с общественностью ПНТЗ Ксения Крамарь. — Это человек, который никогда не теряет оптимизма и заражает всех вокруг энергией. Она успевает вести экскурсии, создавать новые выставки, организовывать встречи для цехов, участвовать в заводских мероприятиях.

Открывать новые имена — почетно

Пять лет Светлана Титова проработала в музее хранителем фондов, а в 2008 году стала директором, сменив на этом посту Наталью Стахову. Причем, три первых года работать пришлось совсем одной.

— Трудно было, но нагрузки я не ощущала, потому что нравилось. И чувства пытки от работы никогда не возникало. И хотя директор — это хозяйственник и творчества в его работе всего процентов двадцать, мне интересно.

Музей Светлана сравнивает  со слаженным механизмом — не зря же он возник и развивался при производстве. По ее словам, когда в нем каждая шестеренка, каждый болтик на месте, он работает четко и движется вперед.

— Мы выполняем важную задачу — сохраняем традиции и создаем новые, — говорит директор. — У нас работает краеведческий зал, зал истории строительства Новотрубного завода в период Великой Отечественной, в музее можно увидеть современную реальность завода. Работает выставочный зал художественного направления. И когда все в комплексе — это хорошо. Если вдруг что­то выпячивается, то неизменно западает что­то другое. Мы стараемся не допустить дисбаланса, всегда шагаем в ногу со временем.

Музей интересен горожанам, в нем регулярно звучат новые имена. А это и есть главный результат его работы. Очередь на выставочный зал здесь занимают за год­полтора.

— Я поражена, сколько у нас еще неизвестных талантов, — говорит Светлана Титова. — И это не может не вдохновлять. Тем более, что среди них много женщин. При всех бытовых, жизненных сложностях, они имеют упорство, запас энергии и жизнелюбие. Они создают шедевры. А ведь нужно еще быть смелым, чтобы перешагнуть грань неуверенности в себе и показать свои умения чужим. Нам доверяют этот момент, и для нас открыть новое имя всегда почетно.

Надо отметить, что в музее истории НТЗ талантливых людей любят и всячески им помогают. В частности, в фонде имеются паспорту для фотографий и багетные рамки для картин, которые делают новотрубники. А это значительно экономит бюджет начинающего творца.

Недавно в музее появились новые витрины с подсветкой, как в лучших музеях страны. По словам Светланы, это позволит уже в ближайшее время открыть в музее экспозицию кукол рукодельницы Галины Теплых.

— Об этом я мечтала давно, — признается директор. — Кукла — это большой пласт культуры, который мне очень хочется показать горожанам.

Фонд музея истории ПНТЗ насчитывает более 10 000 предметов музейного значения. Поскольку этой истории нужен учет, забота, внимание и условия хранения, в прошлом году акционеры ЧТПЗ подарили музею новое помещение под фонды и поставили новые массивные металлические шкафы и полки для экспонатов. Кроме того, в музее началась большая работа по переэкспозиции залов. Первый этап — новые витрины с подсветкой. Последний раз такие обновки были у музея в 90­е годы.

Меняющийся мир

В июле этого года музею истории НТЗ исполнится 39 лет. За это время он не стал окаменелым памятником истории. В нем постоянно что­то происходит.

— Я бы сказала, что здесь постоянно меняющийся мир, — говорит Светлана. — История написана, да. Но сколько в этой истории неизвестных деталей и белых пятен. Вот принес нам в 2010 году мужчина чугунную плиту с Билимбаевского завода — мы начали смотреть, в какой период она отливалась, какая культурная ситуация была в то время. Это целая исследовательская работа. Или подарил нам Юрий Погромский коллекцию гармоник — каждую надо описать. А за этими гармониками — огромный пласт истории культуры. Так постепенно ты обрастаешь знаниями, и даже не понимаешь сам, что что­то в тебе поменялось, ты уже стал другим. И этот процесс бесконечен. Музейная деятельность интересна, она поглощает, и это только кажется, что в музее все статично.

От такого постоянного потока, как признается Светлана, она стала понимать артистов, которые в каждом интервью говорят: «Ой, вот мне бы просто выспаться!»

— У нас есть родительский дом в Шайтанке. Вот там, со всей семьей, я переключаюсь, там я отдыхаю, — улыбается Светлана. — А еще у нас дома живет большой кот Барсик. Он хоть и сиамский, но очень добрый, с философским взглядом. Без него бы точно жизнь была не та!

В четверг, 15 марта, в музее истории ПНТЗ откроется фотовыставка фотографа и путешественника Николая Криницына «Горная страна Алтай». Начало в 17.30.