Трое детей из Шадрихи каждый день проходят 6 км, чтобы добраться до школы

Алена Сухорученкова учится в 7-ом классе, ее брат Ваня — в десятом.

Ваня, Даша и Алена каждый день ходят в школу через лес. И не жалуются.

Алена Сухорученкова учится в 7-ом классе, ее брат Ваня — в десятом. Еще одна «путешественница» — Даша Шалыгина — восьмиклассница. Изо дня в день, с начала учебной жизни дети ходят в ближайшую школу №26, которая находится в Новоуткинске, пешком. Раньше ребят было больше, но большинство из них окончили школу и покинули родной поселок. Так что сегодня лишь трое отважных «филиппков», несмотря на темноту, лес, собачьи стаи и неблизкий путь, ходят из Шадрихи за знаниями. Ситуация не меняется годами.

 Шадриха — где это?

— Скажите, как нам до Шадрихи доехать?

Местные жительницы Новоуткинска неопределенно махнули в сторону плотины.

— Езжайте все прямо, а потом налево — там еще указатель будет.

Указатель действительно есть — на дощечке, кривовато прибитой к забору и показывающей в сторону леса, нацарапано маркером от руки «Шадриха».

Поселок Шадриха расположен в шести километрах от Новоуткинска. Несколько ветхих домов, двухэтажный барак, вряд ли видевший на своем веку капитальный ремонт, разрушенная ферма разорившегося колхоза, грунтовая дорога. В поселке нет магазина или хотя бы ларька, зато есть потрясающей красоты пейзажи, свежий воздух, далекий от привычных первоуральских ароматов, живописная речушка. Местных жителей с трудом наберется несколько десятков — в основном, старики. Молодежь бежит из Шадрихи в поисках работы и цивилизованных условий жизни. Перед нами типичная картинка умирающей, ничем не примечательной русской деревни. Несмотря на это, ее название мелькнуло на региональном уровне.

 Шкурная безопасность

16 марта в ходе первой пресс-конференции новый федеральный инспектор Свердловской области Яков Силин заявил: «Такой участок есть — Шадриха. Поселок около Новоуткинска. Дети — 6 человек — ходят рано утром по темноте в школу из-за того, что ГИБДД выдало предписание о том, что использовать участок дороги для доставки их в школу невозможно. Ничего лучшего не нашли ни эти сотрудники, ни руководство Первоуральска, как зимой обеспечить себе шкурную безопасность, а детей отправить по очень небезопасному пути пешком в школу и из школы. Они не знали, что наступит зима. Они не знали, что у них такая отвратительная там дорога, у них не хватило в стабильный год бюджета, чтобы там отремонтировать, или не хватило предвидения, или чего-то еще. Сейчас разбираемся».

По информации портала «СоцУрал.РУ», главный федеральный инспектор подчеркнул, что Первоуральск — не единственная точка Свердловской области, в которой сложилась подобная ситуация. Он высказал надежду на то, что в ближайшее время областные власти смогут помочь муниципалитетам с ремонтом дорог, и подобные случаи не повторятся.

Школьников в действительности оказалось не шестеро, а трое. Каждое утро их путь лежит через неприветливый лес, в котором, как выяснилось, кроме одичавших собак, крупных зверей больше нет.

 Страшновато — а что делать?

— Чтобы не опоздать в школу, мы с братом просыпаемся в 6:30 утра ежедневно. Пока соберемся, позавтракаем… Выходим в 7:30. Если идти быстрым шагом, то добираемся за 40-45 минут, — рассказывает Алена Сухорученкова.

Ни машины, ни мотоцикла у семей нет, да и договариваться в деревушке не с кем — не разжились местные жители транспортом.

— Вообще-то в школе есть аж два автобуса, — делится с «Городскими вестями» глава семейства Сергей Сухорученков. — Но до нас они не доезжают. Гаишники утверждают, что дороги у нас нет, хотя вы, по-моему, не пешком сюда пришли. По их стандартам если асфальта нет — то и дороги нет, а у нас после плотины начинается «грунтовка». Вот и получается, что забирают автобусы детей из Слободы, Нижнего Села, Каменки, в районе Коуровской турбазы одна школьница живет, а до нас доехать не имеют права — правила безопасности не позволяют. Я сегодня разговаривал с завучем — обещали с первого учебного дня после каникул выделить от школы машину.

Страшновато родителям отпускать ребят в школу одних, но делать нечего — провожать некому, обе семьи многодетные, младшие дети нуждаются в присмотре, да и родители ездят работать в Билимбай. Нет пока перспективы на улучшение и в дальнейшем — пройдет время, подрастут младшие, и, если дорогу не заасфальтируют, придется и им разделить долю старших братьев и сестер.

 Палка — отбиваться от собак

Сами дети относятся к тому, что им приходится ходить пешком, спокойно.

— Ходить каждый день не трудно, мы, если честно, уже привыкли, — признается Алена Сухорученкова. — Иногда попутку поймать удается, но это редко-редко бывает.

Ребята говорят, что ходить в зимних потемках через лес ничуть не страшнее, чем где-либо еще.

— Крупные звери, медведи там или волки, ни разу на нас не выходили, — говорит Ваня Сухорученков. — А так — кого нам бояться? Тут все свои.

Единственный случай, когда ребята «чуть-чуть испугались» — недавняя «собачья свадьба»

— Ой, было страшно. На нас как-то раз выбежала свора собак — они же бешеные, когда сворой выбегают, — делится впечатлениями Даша Шалыгина. — Покусать не покусали, но лаяли и бросались. Я с тех пор палку с собой все время беру, чтобы от собак отбиваться.

Когда на местной реке устанавливается лед, ребята коротают путь через нее — удается «срезать» километр-полтора и не ходить через лес. Является ли такая дорога более безопасной — очень сомнительно.

 Физра, география и труд — любимые предметы

О своем будущем ребята пока особо не задумываются — вот «доходят» до 11 класса, там видно будет. Из троих только самая младшая, Алена, уверенно говорит, что после школы хочет пойти учиться на повара-кондитера:

— Думаю, это очень интересно — создавать разные вкусности! Учусь не очень — на «тройки». Иногда просто не понимаю предмет. Я рисовать очень люблю, а еще научилась вышивать и вязать. Последняя книга, которую я прочитала — «Избранные сочинения» Пушкина. Вообще очень люблю читать, но в школе учиться мне не очень нравится, из всех предметов только на физкультуру хожу с удовольствием.

— А я не люблю читать, — сказала Даша. — У меня в школе труд — любимый предмет, и я шью довольно хорошо.

— Очень люблю географию, — говорит Ваня. — Как будто путешествуешь! Буду ли продолжать образование дальше? Вряд ли. Скорее всего, уеду в Билимбай — там есть, где работать.

Вообще все трое юных шадринцев уверены пока только в одном — в родном поселке они не останутся. Как и их предшественники, уедут жить и работать в Первоуральск или Екатеринбург.

Обращаться бесполезно

Проблема горстки местных жителей пока не решена. Правда, шадринцы никуда, кроме школы, и не обращались.

— А куда обращаться? — говорит Сергей Сухорученков. — В поселковую администрацию, по-моему, бесполезно. Да и что они сделают, раз ГИБДД запретила?

— Жители на самом деле к нам не обращались, — говорит депутат седьмого округа, куда входит Шадриха, Сергей Суслов. — Думаю, они даже не догадываются, что это можно сделать. Скорее всего, привыкли к тому, что дети ходят пешком и просто не думают, что может быть как-то иначе. С подобными проблемами на самом деле сталкиваются жители многих отдаленных поселков.

Какие действия намерена предпринять администрация Первоуральска и руководство ГИБДД — узнаем чуть позже, «Городские вести» отправили информационные запросы в эти учреждения. Одно известно уже точно — статья расходов на строительство дороги в Шадриху в бюджет 2012 года не заложена.