Жители пяти поселков отказались подписывать соглашение с ПНТЗ

"Уличные" внимательно выслушали обещания Эдуарда Коридорова, но подписывать соглашение с ЭСПК отказались.

Минувшие выходные стали очередной ступенькой в сложных отношениях ПНТЗ и жителей близлежащих поселков. Накануне появилась информация о том, что директор по взаимодействию с органами власти и общественными организациями ПНТЗ Эдуард Коридоров провел ряд личных встреч с председателями уличных комитетов Трудпоселка, Пильной, Талицы, Самстроя и Ельничного, где предложил подписать соглашение о сотрудничестве.

— Коридоров предложил мне подписать соглашение сразу, — рассказывает «Городским вестям» одна из председателей Надежда Кутымова. — Но я отказалась. Пока мы не договоримся с мэром, не посоветуемся с жителями наших поселков, никаких документов подписывать не будем.

Пока помолчите

Соглашение, которое предлагает заключить руководитель ПНТЗ, касается взаимодействия предприятия и жителей. Завод обязуется оказывать благотворительную помощь и решать благоустроительные и социальные проблемы жителей поселков, а также проводить общественные инспекции на ЭСПК и информировать население об экологической обстановке на предприятии. Представители общественности, в свою очередь, должны дать слово, что будут содействовать объективному информированию первоуральцев о деятельности предприятия, в том числе и природоохранной. А до получения официальной информации об итогах мониторинга окружающей среды воздерживаться от публичных комментариев относительно воздействия ЭСПК на окружающую среду и от обращений в органы власти и надзора.

Получив от «уличных» отказ подписывать это соглашение, Эдуард Коридоров предложил провести общую встречу, чтобы еще раз обсудить намерения. Сначала представитель завода посетил Талицу, затем Трудпоселок, где в последнее время крайне неспокойно.

 «Тут нет фашистов»

— Мы предложили проект документа на обсуждение, — такими словами Эдуард Коридоров начал встречу с председателями улкомов Трудпоселка, Пильной, Самстроя и Ельничного. — Это не догма, здесь можно все менять. Мы понимаем, что есть вещи, которые вас волнуют. Но разговор хотелось бы строить не на повышенных тонах, без митингов с флагами. Если мы с вами достигнем каких-то договоренностей, то я предложил бы их зафиксировать в форме какого-то письменного соглашения.

По мнению Эдуарда Анатоль-евича, обвинения, которые сегодня звучат в адрес ПНТЗ, не подкреплены фактами — до сих пор нет ни одного документально заверенного доказательства, что деятельность ЭСПК портит жизнь первоуральцам в целом и жителям поселков в частности.

— В настоящий момент идет проверка природоохранной прокуратурой, в рамках этой проверки Роспотребнадзор, откликаясь на жалобы жителей, должен организовать замеры шума, — говорит Эдуард Коридоров. — Это произойдет до 10 апреля. Как они будут мерить шум, я не знаю. По-человечески, каким бы заключение ни было, мы с вами после 10 апреля должны встретиться. Тут нет фашистов, националистов и прочих нехороших людей — мучить народ никто не собирается. Если государство скажет, что действительно превышены показатели по шуму, будем с вами обсуждать, как из этого выходить. Могу сказать, что у себя на производстве мы уже запустили внутреннюю проверку. Если обнаружим недочеты, связанные с шумовым фоном, то будем бороться с тем, чтобы источник шума исчез. Если государство скажет, что мы шумим, значит, придем к вам, упадем в ноги и спросим: товарищи дорогие, что мы для вас можем сделать?

Что касается запаха, который с мрачной регулярностью начали ощущать первоуральцы, представитель завода категорически отвергает, что его источник — ЭСПК.

— Никакая организация на сегодняшний день не способна сказать, что эта молекула с запахом с Новотрубного завода, эта — с городской свалки, а эта вот от транспорта. Пока у нас на заводе нет оснований считать, что мы допускаем превышение показателей выбросов вредных веществ в атмосферу. Как только такие объективные данные появятся, будет почва для большого наказания завода. Ситуация же, когда ПНТЗ постоянно в больших объемах загаживает воздух, или на ПНТЗ постоянно случаются аварии, просто невозможна. Нас в этом случае закрывают на клюшку, и мы идем отдыхать.

 «Он говнится и говнится»

Выслушав Эдуарда Коридорова, председатели уличных комитетов стали по очереди брать слово. Буквально через несколько минут стало понятно — подписание соглашения с предприятием под большим вопросом.

— Когда Путин приезжал, драили весь город, на заводе навели марафет. Цех стоял беленький. А сейчас со стороны Трудпоселка он черный. Тут и замеры проводить не надо. Он говнится, говнится и говнится! А работа комиссии — это очковтирательство. Она придет, когда вам это надо. Это даже не обсуждается.

— Где будет измеряться шум? Будут ли на Трудпоселке поставлены измерители шума, и как конкретно это будет осуществляться? Ведь можно сделать замеры, когда три дня ЭСПК будет молчать. Можно сделать в течение дня, а кошмар начинается в 21.30. Снять показания можно везде, написать все, что угодно, без наших представителей.

— Вы говорите, на вас собак спускают. Но ведь на самом деле у нас дети болеют. С годовалым внуком вышли на улицу погулять. Всё, в 12 часов у ребенка температура 40.

— Я-то здесь причем? — как мог, отбивался Эдуард Коридоров. — Это я всех детей в городе отравил? Давайте разбираться.

— Как только идет выброс, — говорит Наталья Чуханцева, — у ребенка ночью температура высоченная, отекают ручки, ножки, пятна красные по всему телу идут. Врачи только руками разводят, мол, понимаем, что это реакция на выброс, но такой диагноз поставить не можем.

— Выброс — это когда одномоментно выбрасывается чёрт-те что в больших количествах по непонятной причине, — объясняет Эдуард Коридоров. — Такого безобразия на Новотрубном заводе быть не может. Это уголовное дело, если мы скрываем такую информацию.

— Все говорят, что дети — наше будущее, — в голос начинают говорить присутствующие женщины. — Мы никакое будущее не вырастим. У нас уже ни одного здорового ребенка нет! Только рождается — через две недели уже становится больным. Все переходит в хроническое заболевание. А каких еще детей могут рожать хронически больные женщины?

«Диктофону поверю»

— Вы постоянно говорите — дайте мне факты! — взял слово председатель собрания Владимир Терехов. — Вы предлагаете нам встать у проходной по очереди и караулить, когда машины отходы повезут или каким-то другим образом эти факты добывать? Какие доказательства для вас будут являться таковыми?

— А как мне отвечать на измышления и спекуляции? — улыбнулся Эдуард Коридоров. — Я тоже могу встать в позу и сказать, что все мои дети отравлены инопланетянами. И иск предъявить инопланетянам. Это не предметный разговор. Если вы говорите о серьезных нарушениях в работе Новотрубного завода, вы должны знать цену этим словам. Если есть доказательства того, что мы что-то возим мимо проходной — документируйте, снимайте на видео, записывайте на диктофон, приносите свидетельские показания. Ну а как еще?

Сельчане поблагодарили за совет и тут же спросили — а если шум от ЭСПК на диктофон записывать, поверите?

— Диктофону поверю. Но диктофон же не установит источник шума, — ответил представитель завода.

 

«Нам нужен референдум»

Итог встречи попытался подвести Владимир Терехов:

— Мы живем возле Ново-трубного завода, мы видим, откуда дует ветер и откуда идет дым, нам не надо никаких дополнительных фактов. Это наша субъективная оценка. Экспертизу сейчас проводит заводская лаборатория…

— Я не могу этого слушать! — не выдержал Эдуард Коридоров и пошел к выходу. — Это независимый центр, который получает от нас деньги за работу по договору и отчитывающийся перед надзорными органами. Я это слушать больше не собираюсь.

Владимир Терехов продолжил озвучивать требования.

— Первое — не подписывать никакой документ, пока не будет экспертизы. Второе — экспертиза должна быть независимой. Третье — устранить шумовое воздействие. Четвертое — выполнить предписания экологической экспертизы, таковые имеются. Пятое — устранить свалку, которая не предусмотрена и находится на территории НТЗ. Почему начались эти «заигрывания» с жителями? Сейчас ЭСПК надо выходить на проектную мощность, им нужно показать, что общественность довольна, никаких выбросов нет, и для этого нужно согласие общественности. Нам нужно всегородское обсуждение данного вопроса — референдум. И еще предложение — обо всех случаях, когда мы будем плохо себя чувствовать, сообщать по телефону 112.

В интервью «Городским вестям» Эдуард Коридоров прокомментировал прошедшую встречу так:

— Я не готов к общению такого рода. Идет спекуляция. Если есть вопросы по тому наборов пунктов, которые содержатся в экспертизах, — давайте на стол, и будем выяснять. А пока все это похоже на скоординированный, централизованный наезд на ЭСПК и ПНТЗ. Кто стоит за этим — сказать не готов. С нашей стороны есть недочет — нужно было больше общаться с людьми. Недоумение вызывает еще и позиция администрации — ведь уличные комитеты подотчетны ей. Пока на мероприятиях будет председательствовать Терехов, я не уверен, что диалог с людьми состоится.