Учитель Любовь Нестеркина рассказала, как вырастить Архимедов

Учитель математики в школе №5 Любовь Нестеркина стала «Заслуженным учителем России». По ее словам, получение столь высокого звания не повлияет на дальнейшую профессиональную деятельность. Любимый класс рядом, пятиклассники веселят, семиклассники озадачивают своим переходным возрастом… Жизнь продолжается.

Любовь Нестеркина

 

Награды стимулируют

— Преподавательской деятельностью я занимаюсь 41 год, как шутят некоторые мои коллеги — столько не живут, — рассказывает Любовь Нестеркина.

Напротив меня — уверенная в себе женщина, с пристальным взглядом прирожденного учителя и, как выяснилось в дальнейшем, искрометным чувством юмора.

— Без юмора в математических классах нельзя. Бывают сложные темы, нужна разрядка, пошутить на уроке нормально — у нас с ребятами так заведено, — делится секретами успешного преподавания учитель. — Кто­-то их журналистов у меня спрашивал, как ребята отреагировали на вашу награду. Дело в том, что я уже седьмой год веду классное руководство в математическом классе, и у нас с первого года были такие традиции — ребята показывают свои награды, самые разнообразные: от наград в дворовом клубе по хоккею до грамот за участие в олимпиадах. Ребят это стимулирует, заставляет показать свои способности. Поэтому, когда я получила награду — ребята порадовались, хотя они и раньше знали, что у них преподает учитель высшей категории. Мне было особенно приятно, что после выхода сюжета на ТВ, начались звонки от выпускников прошлых лет, звонили родители моих бывших учеников, поздравляли. Вот, например, позвонили родители ребят 80­ого года выпуска — прошло 30 лет, а помнят.

Любовь Нестеркина

 

Крепкая семья с «непьющим художником»

Преподавать Любовь Михай­ловна начала в Верхней Салде, куда попала по распределению после института, а в Первоуральск приехала вслед за мужем.

— Горпищеторгу понадобился непьющий художник, — смеется Любовь Нестеркина. — Вот так и остались здесь, последние годы до его выхода на пенсию вообще работали бок о бок в родной пятой школе. Вообще, я считаю, что успехи учителей без поддержки семьи невозможны, ведь работа учителя не заканчивается в 18:00 — это призвание, образ жизни практически. Например, собралась я с ребятами в поход — муж со мной, потому что нужен костер, дров нарубить, сориентироваться по лесу. Он всегда помогал и понимал мою вечную занятость. За это спасибо огромное. По молодости многие учителя уходили из школы, потому что семья не выдерживала.

Многие выпускники заслуженного учителя ушли в преподавание.

— Самый «урожайный» мой выпуск — это выпуск 1982 года, во второй школе, где я в свое время тоже работала. Оттуда у меня не только олимпийский чемпион Игорь Малков, но и Лена Исупова, ныне заместитель начальника Управления образования Первоуральска. Лена Попырева, Ира Антипина, Марина Алтышева — все учителя-­математики сейчас, много девчонок ушли в преподавание, не только в школу, но и в детские сады, — перечисляет Любовь Нестеркина.

Любовь Нестеркина

 

Перст судьбы

— От людей слышишь — на себе убеждаешься: судьба — она ведет, — говорит Любовь Михайловна. — Мне еще мама рассказывала — как только акушеры услышали мой крик, то сказали ей: «Учительницей станет». Видимо, с первых минут жизни выработался командный голос. Я в семье старшая, нас трое. Всегда старший ребенок — командир, вот и получилось, что командирша по жизни. Да и жизнь складывалась так. Моей маме пришлось рано выйти на работу, мне, 10­летней девчушке, доверяли водиться с трехмесячным братом — то есть полдня в школе, полдня с ним. Шестиклассницей я стала вожатой в третьем классе: учительница ушла, оставила мне 40 человек, и они слушались. Потом была председателем отряда, комсоргом школы. Так что преподавательская деятельность — судьбоносный для меня выбор.

 

«Ботаником» никогда не была

— Я никогда не была отличницей, и не стремилась к этому, никогда не делала упор на устные предметы — хватало начитанности. А вот дочь у меня окончила школу с золотой медалью, и внучка хорошо учится, а мне в свое время усидчивости не хватало.

Вообще, я обожала читать и до сих пор читаю взахлеб. В свободное время постоянно ходила в библиотеки. Учитель — неважно какой дисциплины — должен быть всесторонне развитым человеком. Лично мне всегда везло на учителей, особенно учителей математики. Наш последний классный руководитель — знаменитый на всю область Борис Гельрут, математик, человек, который окончил Московский педагогический университет с отличием — представляете, какая мощная подготовка? Какая путевка в жизнь?

 

Левый карман, правый карман

— Ребята говорят, что я умею объяснять понятно. Один из моих выпускников даже писал мне в письме: «Я до сих пор помню ваши карманы». Я долго ломала голову, вспоминала, что за карманы. Вспомнила. Левый карман, правый карман — признаки равенства треугольников. Мой левый карман с твоим левым карманом — и не наоборот, — смеется Любовь Михайловна.

— Спрашиваю свой предмет по мнению ребят — жестко, — признается учитель. — Я бы сказала иначе — конкретно, то есть пыль в глаза пускать мне бесполезно. Любимчиков у меня нет, есть ребята, которых я уважаю. Но никому не создаю специальных условий.

Вообще, я придерживаюсь того, что каждого ребенка надо выделить за какие-­то его уникальные способности. Если ученик слаб в моем предмете, я делаю ударение на его сильные стороны. А если ты вообще ничего не хочешь, то какого уважения требуешь к себе? Я считаю, что нет понятия «не могу» — есть «не хочу». Некоторые дети себя недооценивают. Надо помогать.

Есть у меня баскетболист Рома Разводов. Да, учится не очень хорошо, зато отличный спортсмен. Однажды на уроке я спросила у него: «Как ты играешь в баскетбол, по сути в живые шахматы, и не знаешь математику?» Рома удивился, он для себя не проводил такой аналогии, думал, как говорится, мухи отдельно — котлеты отдельно. А тут все взаимосвязано.

 

В гостях у Мишарина — не в новинку

Любовь Михайловна очень любит путешествовать. Причем делает это не одна, а с любимым «подшефным» классом:

— Объездили все музеи Ека­теринбурга, были в Питере, Казани, Москве. Иногда материально не получается, детей «рокфеллеров» у нас нет, но я всегда говорю родителям: откладывайте каждый день по 10 рублей. Удивляются: «Действительно!». Много ходим в походы, наши окрестности «облазили» полностью. Все мои бывшие ученики и выпускники благодарят меня за все эти экскурсии, говорят, что после окончания школы не удается особо куда-­то ездить: семья закружила, работа…

Когда проходило награждение в резиденции губернатора, то и там для меня атмосфера не была в новинку — не раз приезжали туда с учениками. Было интересно наблюдать за дипломантами на церемонии. Все торжество длилось примерно час — губернатор лично присутствовал, в полном здравии.

 

Говорят ученики

Алексей Некрасов, ученик 11 «М» класса школы №5:

— Я считаю, что Любовь Михайловна — очень хороший учитель, нам с ней повезло. Если не брать во  внимание ее классное руководство, а просто рассматривать как учителя алгебры и геометрии, то она очень хорошо и доступно объясняет материал. У нас в классе не все «математики», но она преподает так, что понимают абсолютно все. И, в общем-­то, у нас неуспевающих в классе нет. И классный руководитель она хорошая, всегда поможет, разрешит любой конфликт. Пользуется уважением не только у нас, но и в учительском коллективе.

Александр Левенских, 11 «М» класс:

— Я бы хотел отметить, что Любовь Михайловна — очень профессиональный педагог. У нее много наград, даже Соросовкий грант в том числе. К нам она относится довольно строго, всегда выполняем домашние задания, к дисциплине она нас приучила еще с пятого класса. Общаться с ней не трудно, но все­-таки мы побаиваемся ее чуть­-чуть».

Юля Садыкова, 11 «М» класс:

— Я не знаю другого такого учителя, который бы так доступно и понятно объяснял материал. У нее невозможно быть неуспевающим учеником, она подтягивает нас не только по своему предмету, но и заставляет не запускать все остальные».