Рабочие завода ТБО не хотят чувствовать себя людьми второго сорта

Если в январе прошлого года рабочие предприятия бастовали против невыплаты им заработной платы и невыносимых условий труда, то сегодня люди готовы устроить забастовку в защиту своего руководителя, которого, по непонятным им причинам, вновь меняют на нового.

Если в январе прошлого года рабочие предприятия бастовали против невыплаты им заработной платы и невыносимых условий труда, то сегодня люди готовы устроить забастовку в защиту своего руководителя, которого, по непонятным им причинам,  вновь меняют на нового. «А мы ведь только-только начали работать и наконец-то почувствовали себя людьми. Нового директора нам не надо!» — говорят заводчане.

Невыносимо тяжело и обидно

На ленте сортировки трудится человек десять женщин. Сказать, что работа приятная, язык не повернется, но работницы стойко стоят и перебирают нескончаемый поток мусора, сортируя отходы, которые на заводе превращаются в продукт. Поднимаемся к рабочим в их небольшой перерыв.

— Настроение? Плохое у нас настроение! — снимая маски, говорят в голос женщины.

— Не хотим мы нового директора. Наш Александр Калинин хоть нас слышал, мы видело дело, а не обещания. Такого руководства, как это у нас еще не было за семь лет.

За семилетнюю историю завода ТБО здесь сменилось уже девять директоров. Десятый был назначен распоряжением главы города, Юрия Переверзева, 13 апреля. Пока новоиспеченный руководитель Сергей Пархацкий только исполняет обязанности, поскольку Александр Калинин находится на больничном. Но, как уверяют заводчане, впервые о Пархацком они услышали еще 1 апреля, когда тот позвонил на предприятие и представился новым директором. С тех пор рабочие и запереживали. Мэру города, губернатору и президенту они направили свои письма-обращения с одной единственной просьбой — сохранить директора.

Удивительно, но практически все рабочие линии сортировки трудятся на заводе с его основания. По их словам, кого-то устраивает график, кто-то с трудом устроился даже сюда, кто-то просто прикипел. Работает на линии и вдова Лариса Тебенькова. На руках у нее трое детей — старшей 14 лет и две девочки-близняшки по 10 лет.

Лариса Тебенькова работает на заводе шестой год. Она с ужасом вспоминает прошлую весну, когда денег не было даже на проезд. А на руках у женщины трое несовершеннолетних детей и мужа нет уже четвертый год.

— Муж умер четыре года назад, я же на заводе ТБО работаю шестой год. Я готова работать, хочется только одного — стабильности… Весной прошлого года я пешком с Магнитки ходила в городской офис Качина (депутат городской думы, был директором завода до Калинина — Ред.), потому что денег даже на проезд не было, просила хотя бы чуть-чуть выплатить, но мне говорили одно и то же — нет денег в кассе. Невыносимо тяжело было, крутилась, как могла. Помимо зарплаты у меня только пособие 5800 за всех дочерей и небольшая пенсия по утере кормильца. Сейчас, конечно, легче. Калинин нам всю задолженность выплатил, зарплату повысил. Сейчас я, например, получаю не четыре-пять, а семь тысяч рублей в месяц.

— В том году нам в январе выдали три тысячи, перед 23 февраля дали еще две и все, до июля — ни копейки! — говорит сортировщик Халима Булатова. — И вот думаешь — то ли за квартиру часть долга отдать, то ли поесть купить. Нас за людей-то не считали никогда. Мы людьми второго сорта были. Нам и сейчас внешний управляющий говорит: «Не нравится — идите, мы таджиков наймем». Обидно.

До прихода нынешнего директора завода Александра Калина (то есть до 6 июня 2011 года) полигон напоминал свалку.
Сегодня значительная часть территории расчищена. Работают долгое время простаивавшие машины завода.

Еще не директор, пока не при делах

Процедура банкротства в форме внешнего наблюдения введена на заводе в марте этого года. Цель ее — финансовое оздоровление предприятия, поэтому заводчане еще больше удивляются происходящим событиям — смене руководства в период поступательного движения вперед. Директор Александр Калинин уходить по собственному желанию, как ему было предложено в администрации города, не намерен. По словам его помощника Александра Борисова, который еще до 13 апреля являлся и.о. директора, на заводе разработан план дальнейшей реконструкции и развития завода. Его они намерены предоставить народным избранником в четверг, 19 апреля.

О сложившейся ситуации на заводе депутаты в курсе. Но, как говорит председатель думского комитета по градообразующей политике Антон  Барац, назначение руководства на муниципальном предприятии, коим и является завод — это компетенция главы города, то есть Юрия Переверзева.

— Конечно, я против столь частой смены директоров на заводе. Это не есть плюс, — говорит депутат. — И если улучшения есть, а они, как я понимаю, есть, то лучше бы оставить прежнее руководство. Мы запросили доклад о реанимации завода и конечно, мы за то, чтобы завод сохранить, а не обанкротить. На комитетах мы хотим видеть руководство, какое бы оно ни было.

Сергей Пархацкий «Городским вестям» подтвердил, что назначен и.о. директора и акцентировал — «на время болезни Калинина».

— Вы допускаете, что когда он выйдет с больничного, вас снимут?

— Я не могу сказать, потому что все это — распоряжение главы. Может, Калинин останется, может, глава примет иное решение. Сейчас я то на одном совещании, то на другом, сегодня на завод съездил, никаких проблем не вижу, люди там работают в рабочей обстановке, кто что там говорит, я не знаю, я не готов даже разговаривать, потому что еще не вник в дела толком.

— У вас есть первоочередная задача, которую хотелось бы решить?

— Нужно, чтобы завод работал…

— А можно узнать, кем вы раньше работали, откуда пришли на завод?

— Повторюсь, я не директор. Зачем вам про меня знать? Нужно подождать, здесь нет никаких политических, экономических составляющих. К общению если что я буду готов, но позже.

 

«К нам по-человечески отнеслись»

На письма рабочих пока пришло два ответа — один из администрации города, где говорится о том, что Александра Калина еще пока никто не уволил, второй — от президента, где говорится, что вопрос передан в правительство Свердловской области для дальнейшего разбирательства.

— Знаете, мы ведь только с Калининым почувствовали себя людьми, — говорят «Городским вестям» рабочие. — У нас долгие годы были ужасные условия труда, хотя мы всем, кто приходил, верили. Все терпели. Год назад на заводе была полная разруха — машины не работали, лента рвалась каждый день на конвейере, мусор завалил всю территорию, что даже разгрузка производилась у ворот завода. Высота бетонного пандуса —7 метров, так с него можно было спокойно по мусору уйти до забора. Прошлой зимой мы работали в старых фуфайках, заматывая шали на ноги, потому что не было отопления. Эстафету Калинин принял не лучшую, но он справился. За что его снимают? Что он нам зарплату выдал? Или то, что мы стали болеть реже и питаться не с помойки? Мы ведь, действительно, везли домой овощи «не кондицию», которые нам подвозили на завод.

— Нам ведь на это 8 марта впервые выдали премию по 500 рублей, — подхватывают женщины с улыбкой. — Мелочь, но приятно. К нам просто впервые по-человечески отнеслись.

Будут ли банкротить предприятие и удастся ли рабочим отстоять своего директора — читайте в следующих номерах газеты «Городские вести» и на сайте