Долг УК Первоуральска за тепло приблизился к миллиарду рублей

Сегодня в Первоуральске начнется отключение тепла. И сегодня же в региональном представительстве СТК прошла пресс-конференция. На вопросы журналистов областных СМИ, в том числе «Городских вестей», отвечали главный инженер СТК Андрей Шмельков, исполнительный директор СТК Илья Моклоков и Павел Родин.

Отчитавшись о работе в области и Екатеринбурге, представители СТК львиную долю встречи посвятили проблемам Первоуральска.

 

Илья Моклоков:

— Итоги отопительного сезона 2011-2012 гг.  я могу оценить как хорошие. Практически на 15% удалось снизить количество инцидентов на сетях по Первоуральску. Это основное достижение, которого достигла команда СТК. На следующий год в этой динамике мы не намерены останавливаться — дойдем до уровня 2008 года, когда никто не вспоминал про тепловые сети города. Нам удалось убедить акционеров в том, что нельзя снижать объем перекладок, поэтому в этом году их не меньше, чем в прошлом.

На сегодняшний день Первоуральск является основным и злостным должником — общая сумма долга на сегодняшний день без учета начислений за апрель — 882,17 млн. рублей.

Несмотря на то, что было принято и реализовано решение о переходе на прямые расчеты с потребителями с 1 сентября 2011 года, мы до сих пор «болтаемся» с администрацией ГО Первоуральск и местными управляющими компаниями. В Первоуральске очень странно ведутся дела. На сегодняшний день мной подписано уже три обращения в прокуратуру по разным фактам именно в Первоуральске на руководителя ЕРЦ и отдельных руководителей управляющих компаний.

В Министерстве министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов уже трижды проводил совещания по Первоуральску, которая является зоной нестабильности по платежам. Задолженность за отопительный сезон выросла, если округлить, с 400 млн до 800 млн. Хочу пояснить, что, если в Екатеринбурге мы ремонтируемся потому, что хорошо работаем с деньгами, то в Первоуральске не снизили пока объем ремонтов — хотя есть огромное желание это сделать —  только потому, что датируем свое структурное подразделение, оно само себя не содержит.

Эта ситуация долго продолжаться не может, и, если администрация Первоуральска не вмешается компетентно в этот вопрос, то будут достаточно серьезные проблемы с пуском тепла в следующем отопительном сезоне. Эту проблему должны услышать все, и жители в том числе. Мы провели серьезную наладку, устранили те «хвосты», которые не топились в течение 5-7 лет, и количество жалоб по городу значительно сократилось. Но это никак не отразилось на платежной дисциплине управляющих компаний, коих в Первоуральске развелось немерено. Причем за всеми «управляшками»-неплательщиками стоят те же самые люди, что и были раньше, но стали они умнее: выступают руководителями подставные лица, не управляющие по факту и не принимающие решений, а верховодят «серые кардиналы». Все об этом знают, но никто на это не реагирует. С этим будем серьезно работать. Аналогичная ситуация была с Нижней Турой в прошлом году, но новая власть активно вмешалась и адекватно это сделала, в результате сборы там сейчас составляют 96-97%. И мы спокойно вкладываем деньги в ремонты там.

На вопрос о мерах, которые компания намерена применять к неплательщикам, Илья Моклоков ответил:

— Мы сделаем все, чтобы при применении жестких мер к неплательщикам, не пострадали люди, которые исправно платят. Мы сделаем для этого все, но перекосы могут быть. Если говорить о Первоуральске, то, если вы помните при всей плачевности ситуации с долгами в Первоуральске, мы нормально прошли пуск тепла и не стали применять «методы рубильника», договорившись о переходе на прямые расчеты. Но почему-то в январе ситуация изменилась: ЕРЦ — муниципальное учреждение, начал вести политику неуправляемой торпеды. То перечислили деньги не нам, а управляющим компаниям, то перечислили на счета банкротных предприятий… И это при наличии договора о прямых расчетах!

— Первоуральск все-таки перешел на прямые расчеты?

— Я вообще не понимаю, если честно, администрацию Первоуральска. С людьми договариваешься, а от договоренностей на следующий день ничего не остается — то ли зона аномальная, то ли ещё что-то. В марте администрация города вместе со своим МУП «ЕРЦ»  выпустили абсолютно незаконно вторую квитанцию. Причем в апреле хватило ума не повторять эту ошибку, но никаких официальных извинений не последовало.

Последний руководитель ЕРЦ — господин Кетов — это как раз тот вариант, когда люди управляют управляющими компаниями, к ним никак не относятся и подставляют формальных лиц. Кетов управлял ООО «Партнер», причем нигде юридически не числился, не будем упоминать о его родственных связях, — непонятно куда смотрит власть. То, что сегодня происходит в Первоуральске  — это бардак. Если бы глава города был назначаемым, то его бы выгнали за эту историю с платежами, вернее, махинациями. Но, к сожалению, он выбран народом, и у областной власти сегодня нет механизма быстро разобраться с этой ситуацией и  урегулировать ее. Первоуральск как клубок — и управляющие компании чудо-чудное, и власть — особо одаренная. Мы забираем платежи на Свердловэнергосбыт, а ЕРЦ выставляет вторые квитанции.

—И что делать людям?

— К сожалению, платить по старинке. У людей нет проблем — ну да, две квитанции, но дома-то тепло. Проблем нет. Юридически мы можем всех отключить и нет проблем.

— Буквально сегодня у нас был настоящий шквал звонков от жителей, которые получили непонятные квитанции с астрономическими суммами.

— На самом деле, у меня складывается такое впечатление, что, чем больше проблем в Первоуральске, тем кому-то лучше. Пока не могу понять кому. Проблема вот в чем: у нас полный блок на информацию. Не передали приборы учета информации, не показали дополнительную документацию по выставлению квитанций. Я просто принял волевое решение: выставляем, как есть. Нас просто заставляют вернуться в ЕРЦ, но никогда мы туда обратно не залезем. Я извиняюсь перед жителями Первоуральска, понимаю, что при такой базе будут ошибки, мы их видим, но со временем все это наладится. Для меня важно сейчас, чтобы деньги вообще ни в какие управляющие компании не попадали, а шли к нам на счет — это залог успеха в городе. Мы вынуждены применять силовые метода, понимаем, что приведут к социальным последствиям. Но сейчас мы должны пройти через это, чтобы не наращивать дебиторскую задолженность. Вдумайтесь: при долге 882 млн. все ремонтные работы в Первоуральске на 100 млн, не больше. За эту сумму весь Первоуральск переложить можно.

— К чему-то все эти суды приводят?

— К банкротству управляющих компаний не более. ПЖК сегодня банкрот. Ну и что? Похороним долг в 262 млн вместе с компанией — от этого ни ремонтов не больше, ни зарплаты не выше. Судебная практика не очень эффективна в свете сегодняшнего законодательства. Пока в Первоуральске кого-нибудь не посадят —  ничего не поменяется.  Постоянная безнаказанность порождает жажду денег все больше и больше.

— Что все-таки будет сделано в Первоуральске этим летом вашей компанией?

— В городском округе Первоуральск у нас зона присутствия — 11 котельных и прилегающие к ним сети, в таких поселениях как Билимбай, Вересовка, Кузино и других, — начал отвечать Андрей Шмельков. —  Суммарные затраты на ремонт тепловых сетей и оборудование котельных по городскому округу Первоуральск составят порядка 34 млн рублей. Заменено13 кмтеплотрассы.

В планах у нас строительство новой котельной в поселке Решеты. Мы хотим уйти от угольной котельной, очень старой. Уголь мы возим через очень напряженную старую железнодорожную ветку. Старая котельная в работоспособном состоянии, но мы бы хотели и экономику поправить и культуру труда изменить. Мы хотим поставить там моноблочную газовую котельную. Но есть определенные проблемы. Необходимо3 кмгазопровода туда притащить. Пока вся работа идет на уровне предпроектных обследований. Если мы на этом уровне решим все узкие места, на следующий год будет проектирование, через года такую же как в Вересовке котельную поставим.

— Не поставим, не рассчитывайте. ТСЖ, которое действует в Решетах, на сегодняшний день нам должно годовую выручку, — тут же отреагировал Илья Моклоков. — То есть за год они соберут столько, сколько они нам должны. Как они этот год проживут, я не понимаю.

Поэтому на вряд ли мы там будем строить блочную котельную. Это технические специалисты хотят по понятным причинам, но акционер никогда в жизни не согласует инвестиционный проект, который не окупаем. Если в ситуации с платежами порядка не будет, ничего в Первоуральске не будет. Никогда. Деньги мы свои все равно заберем (сумму долга РЭК каждый год включает в тариф — ред.) Вопрос только какие усилия и кто за это заплатит.

— Этой осенью возможно будут выборы депутатов гордумы. Вполне возможно, что ситуация с отоплением станет разменной монетой в политических сражениях.

— Наша компания не участвует в политических событиях, сражениях, баталиях. Если кто-то думает, что пуском тепла можно себе очков набрать или противнику убавить, пусть на это даже не рассчитывает. Запуск отопления так или иначе будет, в политику играть мы не будем. А вот финансовая ситуация с точки зрения отношения власти к нам и к управляющим компаниям, она будет играть какую-то роль, потому что мы открыто будем говорить о тех проблемах, которые сегодня есть в Первоуральске. И которые созданы на сегодняшний день, на мой взгляд, исключительно органами местного самоуправления, по крайней мере, при их каком-то участии.

Мы будем говорить правду. Из наших работников никто не пойдет в первоуральскую думу — нам это не надо. Мы занимаемся бизнесом, а не политикой. Но то, что эта ситуация, хотим мы или не хотим этого, будет влиять на политику — это точно.

Если какая-то политическая группа поможет нам решить финансовую проблему, мы точно ее будем поддерживать.

Мне понравилось, как мы в прошлом году запускали город — в этом участвовали все. Были наши недоработки, нам на них прямо указывали и мы их спокойно исправляли. Мы не боимся этой ситуации. Где были недоработки управляющих компаний, они их дорабатывали. Помогали все, кто чем мог, даже политические группировки. Это же здорово! В итоге мы город наладили, в части тепла проблем нет. Это нужно один раз пройти эту конфликтную ситуацию, потом в системе все заработает, чем постоянно находиться в каких-то проблемах, бояться конфликта.