Вся правда о видеотрансляциях с московских митингов (фото)

В конце мая в Москве прошла конференция региональных газет под эгидой фонда «Новая Евразия», в которой «Городские вести» традиционно приняли участие. В этом году в программе выступлений был заявлен спикер vova_moskva, видеотранслятор. Больше в программе о нем не было сказано ничего. После часовой лекции 24-летний, как оказалось, москвич Вова родом из Львова, устроил для журналистов пленер на Старом Арбате, где вот уже несколько недель у памятника Булату Окуджаве традиционно собираются молодые и не очень москвичи, объединенные страстным неприятием «режима Путина».

Открытый форум на ОккупайАрбат, 27 мая. В кадре Вовы - защитница Химкинского леса Евгения Чирикова, рассуждающая о том, какой будет Россия, "когда уйдет Путин"

«Я буду в прямом эфире, пока ничего не изменится»

— Я решил: если у нас в стране творится беззаконие и происходит такой бред, как задержание человека без причины совершенно, то почему бы мне не показать это? И я пошел это делать. До сих пор делаю, оторваться не могу, — говорит vova_moskva, 24-летний москвич, который сегодня вполне может претендовать на звание популярнейшей персоны Твиттера в Москве: его читают почти 4 тысячи человек, а его трансляции с митингов на Пушкинской и Болотной посмотрели в общей сложности 480 тысяч человек.

Вова Москва (свою настоящую фамилию он попросил не указывать) родом из Украины, но уже 14 лет вместе с родителями живет в Москве. Он невысокого роста, у него совершенно обычная, непримечательная внешность. До марта сего года Вова был обычным аспирантом Финансовой академии при Правительстве РФ, писал кандидатскую на скучную тему и большую часть времени занимался всем, чем угодно, но только не общественной деятельностью.

А сегодня vova_moskva — легендарная личность, на Старом Арбате у памятника Булату Окуджаве его встречают как старого доброго знакомого: жмут руку, подмигивают, пересмеиваются с ним на общие, не всегда понятные постороннему, темы. У них — свой круг.

Эти ребята с дорогой техникой в руках, направляющие свои смартфоны на толпу, на спикеров, на любые беспорядки, творящиеся в контексте оппозиционных выступлений, — и внутри происходящего, и вне его. Они отличаются от других участников подобных мероприятий прежде всего тем, что лезут в гущу событий не за адреналином (хотя и за ним тоже), а затем, чтобы показать в Интернете, как именно ОМОН скручивает людей с белыми лентами на одежде и значками «Я против Путина» на груди.

«Я понял, что должен пойти на митинг»

Фото с сайта bestnewspaper.ru. На конференции «Местная газета в центре событий»: vova_moskva рассказывает, что именно требуется для трансляций в Интернете

На самом деле, видеотранслятор Вова не сделал ничего уникального. Он просто перенял у американских блоггеров новое веяние: прямые эфиры «гражданских журналистов», как сейчас принято говорить, — тех, кому не все равно. Он одним из первых начал транслировать в Интернете прямые эфиры с митингов «За честные выборы», стартовавших в Москве после 4 декабря прошлого года, когда «Единая Россия» вновь получила парламентское большинство.

— 5 декабря был митинг на Чистых прудах, я узнал о нем в Интернете и понял, что должен туда пойти, — рассказывает Вова. — Потом было шествие, там был, наверное, всем уже известный блоггер и оппозиционер Алексей Навальный, который в итоге сел на 15 суток. Вечером я нашел в Интернете ссылку на прямой эфир из ОВД, в котором он якобы находился. Там была толпа, ему пытались передать воду, узнать, жив ли он вообще, где он находится. Никто ничего не понимал, и люди, и власти были в панике. Куча народа пришла на Чистые пруды, и там были столкновения с ОМОНом, дубинки, «винтаж»*, автозаки…Я, технократ, подумал: «Ого! Интересно, как же это сделать?» 8 декабря я уже был готов вести прямой эфир.

Вова демонстрирует «универсальный набор транслятора»: мобильник за 28 тысяч рублей, внешний аккумулятор, которого хватает на три часа бесперебойной работы, и мобильный роутер от фирмы Yota, Московское ноу-хау, работающее в формате 4G и выдающее скорость до 1,5 мб\с. Для беспроводного Интернета это очень круто, правда, и стоит соответствующе: 5 тысяч за роутер, 1400 в месяц — за безлимит.

10 декабря прошел митинг на Болотной площади. Событие было грандиозным — по данным портала publicpost.ru, это была самая масштабная акция протеста за последние 20 лет. Вовин прямой эфир посмотрели 74 человека, чему он огорчился, но это было только начало. Потом были еще митинги, шествия, акции на Красной площади, заседания активистов-общественников, автопробеги «За честные выборы», где Вова давал интервью русской службе новостей BBC…

«Эфир из автозака смотрели 12 тысяч человек»

Фото со страницы Вовы на сайте vk.com. 6 мая, «Марш миллионов». Вову уносит ОМОН

В феврале vova_moskva впервые обратился к читателям своего Твиттера с просьбой оказать финансовую поддержку «живому вещанию с событий в Москве» — это называется фандрайзинг, сбор средств на благотворительность: ведь работает-то он для людей. Сразу получил 2,5 тысячи рублей, а к марту расходы на оборудование и Интернет (40 тысяч рублей) уже полностью окупились. Прямой эфир с митинга 5 марта, состоявшегося на Пушкинской площади, на его канале смотрели уже 12 тысяч человек.

Тогда Вова впервые попал в полицейский автозак, из-за чего он считает ночь с 5 на 6 марта своим самым большим успехом:

— Я посветил на ОМОНовцев камерой с фонариком, они ударили меня по смартфону, я сказал: «Нападение на частную собственность!» И, в общем, меня увели в автозак. Эфир из автозака смотрели уже 12 тысяч человек. Мне звонил отец, а я говорил ему: «Нет, пап, извини, не могу сейчас чисто физически прийти домой».

Канал транслятора vova_moskva на Ustream и канал в Твиттере.

Вовины родители — а он пока живет с ними — крайне болезненно воспринимают увлечение сына этой опасной работой. За полгода трансляций Вова дважды попадал в автозак, трижды его уносил с места действия ОМОН; его били по голове и лицу, пытались отнимать технику… Но он, несмотря на свою довольно хрупкую конституцию все-таки умудряется выкарабкиваться из всех передряг.

И когда в городе случается что-то интересное — с его точки зрения это то, что называется «шоу», — в Вовиной голове словно срабатывает тумблер: ехать, снимать, показывать! Так долго, как это нужно, пока действия не принесут результаты. Вова уверяет: он будет выходить в эфир так долго и так часто, пока это требуется. Пока в стране, которую он очень любит, ничего не поменяется в лучшую сторону. Пока у власти — «Единая Россия» и Владимир Путин.

Фото со страницы Вовы на сайте vk.com. 10 марта 2012 на Новом Арбате, vova_moskva транслирует прямой эфир с митинга «За честные выборы»

— Мой принцип: не бояться, — говорит Вова. — Если хочешь сделать то, что будет интересно тысячам людей, надо лезть туда, где происходит шоу. Да, популярность ролика непредсказуема. На «Ю-тьюбе» люди смотрят на милых кошечек и собачек. Миллионы просмотров! Но потом они жмут на ссылку и попадают на прямой эфир с митинга в Москве, где ОМОН разгоняет людей. И это намного интереснее кошечек! Если есть шоу, если есть правдивые комментарии, нормальная информационная поддержка извне (где интересно, куда сходить, что показать) — все получится. Сейчас в Москве идут гуляния, уже несколько недель, — люди просто стоят, делятся едой, деньгами, на бульварах по вечерам показывают кино… Мне там приятно находиться, потому что это очень нестандартная вещь для нашей страны, где, если ты улыбаешься в метро, тебя принимают за идиота. Это любопытные мероприятия. Но это не очень интересно зрителю. А когда я буду показывать ОМОН, каски и биотуалеты, из которых построили баррикады, количество просмотров будет зашкаливать.

Граждански активный молодой человек

На сегодня трансляторов в Москве не так много, а популярных, по оценкам Вовы, всего около десяти человек. При этом они никогда не смотрят трансляции друг друга — заняты собственной съемкой. А еще надо работать, кому-то — учиться, встречаться с друзьями и, как говорит Вова, на свидания ходить, «ведь мне же всего 24 года».

Вова резюмирует: транслятор — это, как правило, молодой человек (но бывают исключения: люди в возрасте, а также девушки), активный пользователь Интернета, имеющий аккаунт в Твиттере, откуда он и узнает о готовящихся или уже проходящих в городе событиях. При этом человек должен быть граждански активным — чтобы показывать то, что сегодня стоит на повестке дня.

У кого техника круче? На Старом Арбате. vova_moskva, Николай Левшиц (в Твиттере @nlevshits), руководитель группы «Сопротивление», и транслятор канала uncensored russia (Россия без цензуры) в Твиттере Александр Наумочкин

Чтобы попасть туда, куда не так-то просто попасть, трансляторы используют различные уловки. У Вовы, например, есть удостоверение журналиста — помогла редакция популярной московской газеты «Мой район», напутствовав: «Если будет что-то интересное, присылай!». С тех пор Вова регулярно благодарит «Мой район» за техническую помощь.

Кстати, чисто-технически проводить трансляции довольно просто: на смартфон устанавливается приложение сервисов ustream.com или bambuser.com, регистрируется аккаунт, настраивается Интернет, и — on air! В приложениях есть функции чата, люди пишут свои комментарии, задают вопросы, на которые, если они адекватны, транслятор отвечает в эфире. Полный интерактив.

— Еще у меня есть мобильный телефон, который в открытую указан в твиттере, я принимаю на него смс-ки и звонки, мне пишут, есть картинка или нет ее: бывает, что идет только звук, — рассказывает Вова.

ОккупайАрбат: тусовка для своих

До Арбата мы с Вовой добираемся на метро с двумя пересадками. Всю дорогу, около 20 минут, он, поглощенный общением в Твиттере, не произносит ни слова. И едва не пропускает нужные нам остановки.

У памятника Булату Окуджаве, избранному москвичами эпическим местом сбора оппозиции, немноголюдно, но довольно шумно. Люди общаются, болтают, пьют воду, кофе из картонных стаканчиков, — пива, что характерно, почти не видно. Напоминает этакую тусовку для своих: нам тут хорошо, и кому мы мешаем?

Мы приезжаем на Арбат в районе девяти вечера, почти сразу там начинается так называемый открытый форум — прибывают журналисты (которых, впрочем, не так много), с 7-минутными докладами на тему «Что будет, когда уйдет Путин?» выступают депутат Госдумы от «Справедливой России» Илья Пономарев и защитница химкинского леса Евгения Чирикова.

Фото Елены Ходыревой, «Качканарский четверг», г. Качканар. Евгения Чирикова, оппозиционер. Справа — онлайн трансляцию происходящего ведет Роман Переверзев, в Твиттере — @RomanPomych

Пономарев в микрофон говорит о том, что правоохранительные органы должны финансироваться за счет местных бюджетов, что любой член «Единой России», который в период реформирования системы (уже после вытеснения «ЕР» с позиции «правящей партии») будет таковым оставаться, лишается права участвовать в работе государственных органов. «Мы не тащим его за решетку и не осуждаем, но госуправление должно быть [для него] закрыто», — говорит депутат.

На Пономарева направлены объективы смартфонов всех конфигураций и размеров. Небольшая толпа вокруг него сомкнута довольно плотно: словно люди стремятся не только лучше услышать, но и прикрыть депутата собой на случай провокации.

А провокацию долго ждать не приходится. Мимо следуют несколько пьяных, неопрятно одетых и бритых наголо человек в спортивных штанах и косухах, они, в экстазе то ли от выпитого, то ли от осознания собственной неотразимости, орут: «О! О! О!»… На них никто не обращает внимания. В толпе снует худосочный долговязый юноша с лицом праведника, улыбаясь, сует каждой девушке и женщине брошюрку о том, что целомудрие — это совокупность лучшего в женщине. От него отмахиваются, как от надоедливой мухи.

И слов не нужно...

Мы стоим в стороне от толпы. Вова демонстрирует работу своего оборудования. Хваленая Yota дает сбой при подключении, и выйти в эфир не получается. Пока техника выкрутасничает, Вова рассказывает: днем в Москве проходило «Белое дефиле» — люди в белых одеждах с белыми ленточками на груди гуляли по улицам города: де-юре не делали ничего запретного, а де-факто провоцировали власти.

Белая лента в России — символ движения «За честные выборы», те, кто носит их, объясняют, что белый цвет — это символ будущего процветания страны, освобожденной от «партии жуликов и воров» (подробнее об этом см. www.belayalenta.com)

Как свидетельствуют очевидцы, все было мирно, пока «Дефиле» не добралось до памятника Окуджаве, где его уже поджидала полиция: «Мирно гуляя, фотографируясь по дороге, мы уже дошли до начала Старого Арбата, когда совершенно неожиданно, «без объявления войны», ОМОН стал выдергивать из толпы людей. Буквально за пару минут были задержаны трое наших друзей и пара граждан, случайно проходящих рядом».

Традиционный аксессуар внесистемной оппозиции: такие значки у памятника Окуджаве раздают всем желающим, носит их каждый второй

…К нашему приезду на Арбате тихо, только нет-нет да проедет полицейский патруль, который собравшиеся провожают настороженными взглядами. В 22 часа мы прощаемся с Вовой, он провожает нас к метро. По дороге рассказывает: на ОккупайАрбат в последнее время бывает нечасто, потому что местная тусовка начинает надоедать. Информационная подпитка, которую людям оказывают приезжающие к Окуджаве Пономарев, Чирикова, Навальный и другие, не вызывает всплеска интереса ни у трансляторов, ни у зрителей.

— Я туда уже не вернусь сегодня, мне надо быть дома, у меня диссертация и вообще я в панике — ничего не успеваю, жить не успеваю, — делится Вова, шагая рядом с нами по брусчатке Старого Арбата.

…Ночью в Твиттере появляются очередные сообщения от vova_moskva с фотографиями задержанных на одном из оккупаев девушек.

Пять заповедей хорошего транслятора (от vova_moskva)

1.Будь объективен и беспристрастен.

2. Показывай только то, что не может навредить другим.

3. Никогда не выдавай в эфир непроверенную информацию.

4. В кадре — запрет на курящих и пьющих людей, а также маргиналов.

5. Никакого мата.

Твиттер — платформа в Интернете, для мгновенного обмена короткими сообщениями.

*Оккупай (от англ. occupy) — акция гражданского протеста, стартовавшая в Нью-Йорке на Уолл-Стрит. Ее целью является длительный захват (оккупация) улицы Уолл-Стрит в финансовом центре Нью-Йорка с целью привлечения общественного внимания к «преступлениям финансовой элиты». В Москве такие акции, получившие название «оккупаи», проходят в знак протеста против узурпации власти партией «Единая Россия» и политики президента РФ Владимира Путина. Самый масштабный оккупай сегодня проходит на Старом Арбате у памятника Булату Окуджаве (ОккупайАрбат). В первые недели мая не менее популярным местом был памятник Абаю Кунанбаеву на Чистопрудном бульваре, где также собиралась внесистемная оппозиция, однако 15 мая лагерь был разогнан полицией якобы после жалоб местных жителей.

Yota («Йота») — торговая марка московского Интернет-провайдера Скартел, специализируется на высокоскоростном интернете. В тексте речь идет о мобильном роутере этой фирмы, который обеспечивает подключение к интернету в формате 4G и моментально создает Wi-Fi-сеть.

Ю-тьюб (Youtube.com) — сервис в Интернете, позволяющий пользователям хранить свои видеоролики в сети и делиться ими с широким кругом людей.

Ustream.com и bambuser.com — сервисы, схожие по функциям с ю-тьюб, позволяющий также осуществлять трансляцию в режиме он-лайн.

«Винтаж» — иносказательное обозначение действий полиции по «скручиваю» граждан: по аналогии с ввинчиванием, выкручиванием. Широко используется в Интернете.

«Об акциях оппозиции врут»

vova_moskva:

— Я, в основном, показываю оппозиционные акции и выступления, потому что о них сегодня нет объективной информации. Мало того, о них врут, так же, как и врут о правительственных акциях. 23 февраля я был на акции в поддержку Путина, видел, как все происходило, задавал вопросы… И там было не совсем то, что показали потом по телевизору. Пока ситуация в стране не поменяется, я буду этим заниматься. А потом…

У нас в Подмосковье летом бывают пожары. Вот туда бы хотелось съездить. Если там будет интернет, я бы смог сделать что-то интересное оттуда. В прошлом году смотрел видео, как горящие деревья падают на машины… С точки зрения шоу это было здорово.