Многодетную мать из Первоуральска обвиняют в мошенничестве с материнским капиталом

Лариса Белоусова не смогла воспользоваться средствами материнского капитала — правосудие считает ее мошенницей. Евгению и Анастасии Белоусовым, а также еще троим детям женщины, еще долго предстоит жить в трущобах.

— Простите меня, я больше так не буду, — к концу судебного слушания силы покинули жительницу Прогресса Ларису Белоусову, и она дала волю слезам. После этих слов судья Чистякова попросила присутствующих покинуть зал — предстояло обсуждение приговора.

 Не сказала о судимости

На скамье подсудимых в потертых джинсах и видавших виды ботинках сидит 36­летняя женщина. Вменяемое ей преступление звучит громко и внушительно — покушение на государственную собственность в крупных размерах. Женщина нервничает — в зале суда много прессы, от чего все происходящее больше напоминает публичную порку.

Из материалов обвинения прокурора:

«В 2010 году Белоусова обманула сотрудника пенсионного фонда, дав заведомо ложную информацию о себе. В результате получила сертификат на материнский капитал в размере 343 тысяч 378 рублей 08 копеек…»

У Ларисы пятеро детей, но, к сожалению, образцовой матерью ей стать не удалось — в марте 2009 года приговором мирового судьи она признана виновной в преступлении против личности и здоровья троих своих детей: 16­летней Светланы, 15­летнего Михаила, 10­летнего Евгения. Результат — ограничение в родительских правах в отношении Евгения и пятилетней дочери Анастасии, предпоследнего ребенка многодетной матери. А также выплата штрафа в казну государства в размере 5000 рублей. Именно об этом Белоусова «забыла» упомянуть, общаясь с сотрудником управления пенсионного фонда.

— Право женщин на поддержку со стороны государства прекращается в случае совершения в отношении своего ребенка умышленного преступления, — говорит помощник прокурора Антон Купренков. — Белоусова о своей судимости умолчала, намереваясь все же получить материнский капитал. В заявлении она указала, что предупреждена об ответственности в случае дачи ложных показаний, но про судимость и ограничения в родительских правах умолчала.

Лариса Белоусова

 В выплате отказать

В итоге сертификат женщина получила и уже успела решить, на что потратит деньги. Но полгода спустя Лариса узнает, что может получить 12000 рублей единовременной выплаты за счет материнского капитала. Для этого необходимо было снова появиться в пенсионном фонде и написать соответствующее заявление, при заполнении которого работник управления вновь обращает внимание на пункт преступления против личности и здоровья детей.

— Не совершали?

— Нет, — ответила тогда Белоусова и поставила свою подпись, даже не подозревая тогда, что ей грозит новая судимость.

Специалисты управления пенсионного фонда отправили запросы в отдел ЗАГС, управление социальной защиты населения, а также в правоохранительные органы. Ответы из этих ведомств, по словам сотрудников пенсионного фонда, приходят в течение 14 дней. Так что только через две недели вскрылась и судимость, и ограничение в родительских правах. Конечно, ни о какой выплате 12000 рублей не могло быть и речи — женщине отказали, а также аннулировали полученный сертификат. К сожалению, на этом дело не остановилось — полиция возбудила уголовное дело по факту мошенничества.

Вину свою женщина признает в полном объеме и с обвинением согласна. Реальный срок, который грозит Белоусовой по статье 30, части 3, а также статье 159, части 3 — шесть лет лишения свободы. Помощник прокурора, учитывая, что подсудимая признает свою вину, написала явку с повинной, имеет на иждивении пятерых детей, просит для нее два года условного наказания без дополнительных штрафных санкций.

Материнский капитал

С 2007 года российским семьям, в которых появился второй и последующий ребенок, полагается солидная государственная выплата — материнский капитал. Всем известно, что с его помощью можно улучшить свои жилищные условия. Также деньги можно приберечь до момента, когда ребенок поступит в вуз, или оставить на достойную старость матери.

 

«Я хотела большую семью!»

В ожидании приговора Лариса Белоусова сидит в коридоре суда. Слезы текут по лицу, женщина не может взять себя в руки. Никто не поддерживает ее сейчас: адвокат не выходит из судебного зала, рядом нет ни мужа, ни родных. Подошли только «Городские вести». Женщина не сразу, но начинает говорить.

— Мы живем в деревянном бараке, жилье не наше (муниципальная собственность — ред.). То есть мы его продать­то сами не можем — не имеем права. Ребенку младшему 2,5 года, на работу меня никуда не берут — узнают, что маленький ребенок, и не берут. Живем на зарплату мужа — он сучкорубом работает — да детские пособия. В месяц выходит по 16 тысяч; это на семерых человек, одеть­обуть да накормить. Люди сказали, что надо сделать явку с повинной, когда все вскрылось — вот я и пошла. Я хотела получить 12 тысяч, кое­что купить в дом, а остальные деньги не тратить — на учебу детей часть оставить, да какой­никакой домик купить. Я сажу немного в палисаднике — зелень, картошки чуть­чуть, да невозможно у нас — весь поселок пьет, из огорода воруют — дорасти не успевает. Как тут выживать? А детишек мы всегда с мужем хотели много, вот и сбылось.

— Прокурор сказал, что с места жительства вас охарактеризовали отрицательно. Почему?

— Я раньше пила, теперь бросила — два года уже не пью. А соседи многие «заливают». Вот и нет у нас отношений нормальных — откуда хорошей характеристике взяться?

— Как вышло так, что вы совершили преступление против своих детей и были судимы за это?

— Я в алкогольном опьянении побила сына — дома были гости, он при посторонних послал меня на три буквы. Надавала ему по заднице, а в это время соседка зашла и увидела, написала на меня заявление в милицию. Уже без меня возили его, сняли побои — синяки остались, вот и осудили.

— Это дело рассматривается в особом порядке, то есть подсудимый соглашается с ним, в зале суда не допрашиваются свидетели, и нет экспертиз, — комментирует судебное заседание адвокат Белоусовой Евгений Токаревских. — Наказание при особом порядке не может превышать 2/3 от максимального срока, который может быть предъявлен. У подсудимой есть малолетние дети, и этот фактор будет смягчающим. Я думаю, к вопросу о получении материнского капитала можно будет вернуться. Не могу судить о том, является ли данное судебное разбирательство показательной экзекуцией — дождемся приговора суда.

Вердикт суда — полтора года условно и два года испытательного срока.

 

Ирина Пахмутова, начальник клиентской службы управления пенсионного фонда по городу Первоуральску:

— Сертификат Белоусовой был выдан потому, что в ответ на наши запросы никакой компрометирующей информации на ее счет не поступило. Сертификат выдали, и, примерно в это же время, у нее начались судебные «происшествия». Поэтому следующий ее визит за выплатой в 12000 рублей был менее удачным — она не указала, что были ограничения в родительских правах и судимость, значит, пошла на мошенничество. Да, мы аннулировали сертификат и отказали в единовременной выплате, можно было бы и остановиться на этом, не доводя до уголовного дела. Но мы обязаны отправлять сведения о мошенничестве в правоохранительные органы. Кто просил ее обманывать? Вообще, по опыту знаю: чем неблагополучней семейства, тем больше они знают о своих правах — толпами приходят за 12 000, развлекаются, с похмелья шумят.

 

 

387 640 рублей — таков размер материнского капитала на сегодняшний день.

4608 человек обратились в управление пенсионного фонда за материнским капиталом с 2009 года.

318 695 399 рублей выплачено людям на улучшение жилищных условий с 2009 года.

 

Николай Камнев

«Нормальная семья, не пьющая уже»

Николай Камнев, сосед семьи Белоусовых в п. Прогресс:

— Судили? За мошенничество? В первый раз слышу. Не знаю, кто из соседей ее отрицательно охарактеризовал — нормальная семья, не пьющая уже. У нас тут в поселке все пьют, а они нет. Да и не видел ни разу, чтоб руку на детей поднимала, хотя сын у нее психоватый. Они хотели домушку купить на материнский капитал, делились планами, но, похоже, еще долго им придется жить в этой развалине.