В Новоалексеевском расследуется дело о вандализме

Для местных ребятишек прогулки по кладбищу не в новинку — дети часто забегают сюда, чтобы набрать конфет, которые оставляют на надгробиях могил родственники усопших.

На тихом кладбище в Новоалексеевском впервые за десятки лет произошел акт вандализма — надругались над 25 могилами. По мнению следствия — это дело рук восьмилетних детей.

Для местных ребятишек прогулки по кладбищу не в новинку — дети часто забегают сюда, чтобы набрать конфет, которые оставляют на надгробиях могил родственники усопших. Так было и 20 июля, когда четверо восьмилетних мальчишек бродили по кладбищу в поисках наживы. Внезапно ребята принялись бороться. В результате свернули один памятник. Понравилось — решили продолжить.

Конфет поесть, поиграть

— В отдел МВД России по городу Первоуральску поступило сообщение о том, что пострадали несколько памятников на кладбище в селе Новоалексеевское, — рассказывает Денис Поляков, начальник полиции Первоуральска. — В ходе расследования были установлены четыре подростка в возрасте восьми лет, которые и совершили преступление. Уголовное дело не заведено, потому что уголовная ответственность наступает лишь с 14 лет, а сейчас дело находится на исполнении в инспекции по делам несовершеннолетних. С детьми проведут воспитательные беседы.

«Городские вести» своими глазами решили посмотреть на следы вандализма на погосте.

— Скажите, а вы не знаете, где можно смотрителя кладбища найти? — навстречу нам из ворот кладбища вышла компания подростков.

— Не, не знаем.

— А где могилы разрушили, показать можете?

Сергей Апкадиров, 14-летний житель Новоалексеевки, и его друзья устроили нам экскурсию по кладбищу и показали следы веселья малолетних односельчан.

Памятники ребята не разбили — под ударами детских ног и рук некоторые накренились, а некоторые повалились на землю. Пострадали даже целые семейные захоронения — маленькие вандалы не гнушались попинать могилы ветеранов ВОВ.

— Мы не ходим сюда уже лет восемь, а салагами часто бывали — конфет поесть, поиграть, весело было, все ходили — и я ходил, — говорит Сергей. — Но бардака такого не наводили. «Повезло» родителям — тыщ триста выплатить придется. Памятники-то вон какие хорошие.

— Ну, возмутительно, конечно, скверно, — возмущается Надежда Кровотовских, жительница Екатеринбурга, которую мы случайно застали за уборкой на могиле. — Дети натворили? Ужас какой! С 1972 года у меня тут лежат родственники, так на моей памяти такое впервые. Такое спокойное кладбище было, даже в мыслях не было, что именно здесь так нахулиганят.

Всего на кладбище мальчишки успели раскурочить 25 надгробий.

— Дети будут поставлены на учет, а родители оплатят восстановление памятников. Полностью ущерб пока не посчитан, так как не все пострадавшие заявились: у многих людей на новоалексеевском кладбище похоронены родственники, а сами они живут в Первоуральске или Екатеринбурге, — комментирует произошедшее Денис Поляков.

На кладбище пострадали лишь относительно новые надгробия: деревянные кресты, мусульманские памятники и старые могилы не тронули.

 Может, и не дети

А вот смотритель кладбища Алексей Завьялов и его супруга Надежда сомневаются в том, что такой погром могли учинить дети.

— Посмотрите, разве по силам восьмилетним детям раскачать и повалить такую громадину? — Надежда Завьялова показывает на два монумента, лежащих рядом. Штыри, на которых крепится надгробие, тоже погнуты. — Мы занимаемся изготовлением мраморных памятников — одна плита из мрамора весит не меньше 50 кг, а из змеевика — еще тяжелее. У нас рабочие, когда устанавливают, вдвоем держат, и мы им еще, бывает, помогаем, а тут дети — ерунда какая-то.

— Мне еще в четверг днем позвонил знакомый, который на кладбище зашел могилку проверить, — говорит Алексей Завьялов. — Звонит и говорит: «Петрович, для тебя халтура нашлась». Я сначала не понял, о чем он, а потом приехал и ахнул — устроили такой бардак! Мы позвонили в полицию, но в четверг наряд у нас так и не появился, сказали, что ехать некому — на каком-то вызове, транспорта нет. В результате полицейские приехали только в пятницу утром. Попытались снять отпечатки пальцев, но выпала роса — ничего не получилось, собака тоже след не взяла. Как уж они решили, что это дети натворили — не знаю.

На днях Завьяловы успели сами восстановить один памятник, около пяти надгробий самостоятельно поставили хозяева, никуда не обращаясь. Сейчас в конторе лежат еще четыре заявки на восстановление.

— Установить поваленный памятник обойдется примерно в 500 рублей, со штырями повозиться надо будет, а вообще изготовление и установка обходится в 20 тысяч рублей. Одному памятнику не «повезло» — разбилась стела, придется новую делать, — продолжает смотритель. — А вообще, кладбище у нас как кафешку используют алкаши местные, да и подростки забегают — столики, лавочки, природа. Красиво!