Лепнина на фасадах Первоуральска в плачевном состоянии

Смотреть на это, как минимум, досадно. «Городские вести» решили прогуляться по улице Ватутина и заглянуть в один из самых красивых домов — №25. Увы, наша небольшая публикация ничего не изменит, но озвучить застарелую проблему почему-то очень хочется.

 История крошится

— Конечно, ремонтировать наш дом — и не только наш — надо, — говорит жительница 25-го дома Любовь Фомичева. — Красивый у нас балкон… был… Мы и цветы тут всегда высаживали. Сейчас уже ничего не делаю — рушится все. Когда мы сюда только заехали в начале 60-х годов, балкон весь фигурный был. Разрушились сначала балясины, потом и все остальное стало крошиться. Шары только «живут» вот, а история крошится потихонечку…

В доме напротив — №24 — два балкона и вовсе уже обрушились. Хозяев, к сожалению, не оказалось дома, но, как говорит их соседка Валентина Сажина, у которой балкон еще цел, выходить на свою лоджию она уже давно не решается. Вход туда запрещен даже коту.

— Балкон у нас — не более чем украшение фасада, — говорит она.

В детско-юношеской библиотеке лепнина не только снаружи, но и внутри. В читальном зале, правда, она выглядит гораздо лучше.

— Трещины, конечно, есть, но с тем, в каком состоянии у нас крыльцо — их не сравнить, — говорит библиотекарь Татьяна Варова. — Ремонта не было ни разу. Помню, читала отзывы о городе в Интернете, там так и пишут — город словно после войны, после бомбежки. У нас колонны скоро обвалятся, ступеньки уже провалились. С балконов верхних все сыпется. Иногда приходишь — куски фасада на крыльце.

— Конечно, нам бы хотелось, чтобы улицу отремонтировали, — поддерживает ее коллега Елена Подымахина. — Дома здесь ведь еще пленные немцы строили, это история. Я сама живу в старом доме на Трубников — там потолки, как свод в храме, мне очень нравится. Сейчас так не строят. А Ватутина — это и вовсе «лицо» города. Обилие магазинов, которые то и дело выпадают из стиля — тоже не очень хорошо. А ведь именно это, в первую очередь, видят приезжающие, да и сами горожане.

Как после бомбежки — такие ассоциации возникают, когда рассматриваешь архитектуру домов по улице Ватутина

 Нет ничего проще

В городской администрации с проблемой знакомы. О восстановлении всего архитектурного ансамбля тут речи, конечно, никто не ведет, но о восстановлении крыльца библиотеки уже задумывались.

— Конечно, мы говорим об этом, — поделился с «Городскими вестями» замглавы по управлению социальной сферой Александр Слабука. — В прошлом году в библиотеке меняли батареи, стеклопакеты. На крыльцо в этом году денег не удалось предусмотреть — напряженно у нас бюджет распределяется. И, конечно, если стоит выбор — ремонт школ или фасадов домов, то, конечно, депутаты голосуют за школы.

С вопросом: «А сложно ли вообще восстанавливать архитектурные элементы и исторические здания?» — мы обратились к члену союза архитекторов России Алексею Куковякину. Долгое время он жил и работал в Первоуральске, в 90-е годы был автором проекта реконструкции центральной части города.

— Нет ничего проще — ремонтировать то, что когда-то было сделано, — без раздумий ответил он. — Нужно просто взять строителя, способного выполнить заказ, дать ему в руки материал, заплатить деньги. Фасады — элементарная вещь, которую нужно сохранять. Далеко ходить не надо — дом Севастьянова в центре Екатеринбурга ведь отремонтировали. Конечно, если вы не сделаете сначала нормально кровлю и сливы, то бесполезно браться за фасад — все развалится.

— А насколько затратна подобная реконструкция?

— Строительство — это вообще вещь не бесплатная. Если делать качественно — она вдвойне не бесплатна. Для того чтобы делать дома по Ватутина, нужно очень серьезно подойти к проекту, восстановить документацию на дома, поднять всю лепнину… Ну и делать не так, что просто заляпать краской и штукатуркой, как у нас любят это делать.

— Возможно ли все это в рамках небольшого бюджета города?

— Если город сделает программу не от мэра к мэру, а программу, которую будет соблюдать каждый мэр, как Билль о правах в США, то да. Пусть будут делать один дом в год, но они будут его делать, и делать так, как надо, как он был сделан, а не лепить абы как, чтобы «отмыть» деньги. Если относиться к городу серьезно — то это нормальные затраты, нормальное решение. Вся проблема, с которой мы сталкиваемся, связана с планированием города, с его содержанием, обслуживанием. У Жванецкого есть анекдот: к старому еврею в швейную лавку приходят и говорят: «Нас не устраивает, как у вас дверь расположена, какие замки стоят». А он их спрашивает: «А вас устраивает, как работает мэр, полиция?» «Нет» — «Так что ж вы начали с моей мастерской?» Вы говорите о фасадах, а я — о городе. Мало того, что я вырос в Первоуральске, я жил в доме №25 по Ватутина. Жил около десяти лет, пока не переехал на Трубников. Это были 60-е годы. Можете представить, как «весело» мне смотреть на то, что я вижу сегодня, когда приезжаю в Первоуральск?..

Я, может быть, и архитектором стал только потому, что провел детство в особенном — в архитектурном плане — здании. Близкие друзья и даже мама считали, что я стану профессиональным спортсменом, но нет,  что-то переключилось в самый важный момент моей жизни, и выбор был сделан в пользу искусства. Искусство формирует в сознании человека такое понятие как культура, что очень трудно увидеть, проходя по улицам Первоуральска — здесь сегодня властвует что-то другое…

Практически сразу наша беседа с Алексеем Борисовичем перетекла в разговор об архитектурном облике Первоуральска, который неразделимо связан как с уровнем жизни горожан, так и с их умонастроениями. Продолжение этой беседы и рассуждения архитектора о родном городе мы обязательно опубликуем в следующем номере «Городских вестей», поскольку это уже выходит за рамки затронутой нами узкой проблемы — погибающей лепнины.