В запрудной части Билимбая наконец-то строят газопровод

Но подведут «голубое топливо» только к тем домам, хозяева которых в свое время заплатили за проект

Первый раз о газификации Билимбая заговорили в 2006 году. Тогда сельская администрация спросила у народа: «Газ надо?». Все дружно ответили: «Конечно!» А раз надо, то правило такое — организоваться и собрать деньги на проект. Только при наличии проектно-сметной документации вопрос о выделении средств на строительство газопровода может быть решен. Так в Билимбае появился кооператив, и с жителей стали собирать деньги. Но вопрос дальше денежных сборов никуда не двигался. Тогда жители запрудной части поселка решили отделиться от кооператива и создать свою инициативную группу по газификации территории на 460 домов. С 2009 года активисты плотно занимались подготовкой проекта, который, в итоге, был сделан всего на 170 домов — с расчетом на вывод газовой трубы тем, кто заплатил паевый взнос в кооператив до момента проектирования (2010 год). Как быть остальным — это билимбаевцы пытались выяснить у правления кооператива запрудной части в минувшую субботу.

 

«Заплатите, и мы упадем на колени»

Более сотни людей окружили инициативную группу по газификации — вопросов накопилось немало. Сначала с небольшим отчетом выступил член правления Борис Кац:

— То, что сегодня мы видим трубы — это результат деятельности правления с 5 июня 2009 года по сей день. К 5 ноября работы должны быть завершены. Задают вопрос — почему строители сразу не делают отводы к домам? Отвечаю — технология такая. Сначала — магистраль по всем улицам, потом — продувка, опрессовка, и только затем — отводы согласно списку тех пайщиков, которые заплатили. Если люди не попали в проект, а в проекте у нас — порядка 170 человек, им надо заплатить 23 тысячи рублей. До 15 сентября. Кто-то уже сдавал 10 тысяч, кто-то — 15 тысяч. Если они доплатят, то мы упадем на колени перед начальником строительства, чтобы отводы сделали. Такие корректировки возможны во время строительных работ. А если не доплатят, то извините — потом сами будут ходить, ходить, ходить — находятся ого-го как!

— А кто в том году платил, почему вы им не говорили, что это — частичная оплата? — возмутился мужчина в толпе.

— Потому что не знали, сколько это будет стоить. Если вы заплатили десять, то надо доплатить еще 13.

— То есть вы собирали деньги с народа, не понимая толком, на что, но зная, что в проекте этих людей точно нет?

— А почему вы не заплатили в 2008 году? — ушел от вопроса Борис Кац.

— А где была гарантия, что деньги не украдут? — прозвучал уже женский голос

— Ну, рисковали. Но мы же не украли! Мы ходили в прошлые годы по улицам, обходили всех. Люди расписывались, что знают о газификации. И те, кто заплатил — они получили отводы сегодня. У них проблем нет. А те, кто говорил — вот когда будет труба, тогда я и заплачу — столкнулись с проблемами. Хотя мы говорили, что стоить все это будет дороже…

Возмущение в толпе только нарастало:

— Проект разве создавался только на магистрали? Нет ведь! Каждый отвод туда вошел. И строится газопровод уже не на ваши-наши деньги, а на бюджетные…

— В смету вошли только те пайщики, которые заплатили на момент проектирования, — еще раз повторил Борис Кац.

— Почему отводы не предусмотрели на всех, когда делали проект?

— Потому что всем надо было платить раньше.

«Кто первый встал, того и тапки», — прокомментировал мужчина и стал выбираться из толпы, явно неудовлетворенный происходящим.

 

23 тысячи — за что?

— Вот скажите, — вопросы у жителей Билимбая не заканчивались, — у меня от трубы до дома — 50 метров. Насколько мне известно, цена укладки одного метра газовой трубы сегодня стоит 1500 рублей. Что за сумма в 23 тысячи?

— 23 тысячи — это сумма на оплату работ, которые не предусмотрены проектом, — вышел на поддержку Борису Кацу член инициативной группы Михаил Мальцев. — На вас нет проекта, потому что вам в свое время не надо было газа. 23 тысячи — это строительно-монтажные работы, которые нам предлагают сделать сейчас, чтобы врезаться в газопровод.

Как пояснил Борис Петрович, сумма взята не с потолка, а предоставлена в виде сметы начальником строительной организации, которая занимается газификацией Билимбая.

— В том году висело объявление — до 1 января срочно заплатить 10 тысяч, сейчас просят до 15 сентября опять срочно сдать еще 13 тысяч. Где гарантия, что в конце года не попросят еще 25? — поинтересовались жители.

— Хотите — ищите. Не хотите — не надо, — произнес Михаил Мальцев. — Мы уже устали вам объяснять…

— Не думаю, что Кузьмин (тот самый начальник, который предоставил смету — ред.) увеличит стоимость, — прокомментировал «Городским вестям» Борис Кац. — А если увеличит, то меня народ не поймет, сразу в петлю можно будет лезть.

В сумму 23 тысячи, помимо строительства отводка, входит еще и компенсация за проект. По словам Бориса Каца, это 400 с небольшим рублей.

— Заказывая проект, мы брали беспроцентный кредит на сумму порядка 85 тысяч рублей, — поясняет он. — Деньги эти необходимо возвращать. Сегодня на счете кооператива запрудной части лежит 943 тысячи 876 рублей 13 копеек. И мы-то хотим как лучше — ведь проще сделать отводки тем, кто не вошел в проект, сейчас, пока копают. Хотя мы можем махнуть рукой на все, и если люди желают — раздать им деньги.

 

А потом будет потом

Сегодня большая часть жителей Билимбая в растерянности. Многие думали, что они заплатили за свою трубу, а оказалось, что нет — заплатили, да мало. А кто-то смотрит дальше и понимает, что ситуация как-то по-русски тупиковая.

— Ты можешь деньги не сдавать, труба мимо все равно пройдет — ее проложат на бюджетные деньги, — рассуждает житель Билимбая Вадим Озорнин. — Но когда ты пойдешь в горгаз с желанием подключиться, то у тебя потребуют справку от кооператива. Дать тебе ее не смогут, если ты не член кооператива. А членом ты можешь стать, только заплатив паевый взнос. Замкнутый круг.

На собрании члены правления озвучили — те, кто заплатил вовремя (то есть 170 человек), справку получат без проблем. А вот как быть остальным и тем, кто приобретет участок, например, в следующем году — нам выяснить не удалось.

— Лучше заплатить сейчас, — постоянно твердил Борис Кац. — Трудно сказать, как все будет потом.

Еще более абсурдная ситуация сложилась с несколькими домами на крайней улице Челюскицев — до нее магистральная труба даже не дошла. По словам начальника Билимбаевского СТУ Ивана Лобачева, это связано с тем, что в 2007 году, когда делалась топографическая съемка, на том месте были огороды — газ к огородам не проводят. Но деньги в прошлом году с людей все равно собрали. За что — опять загадка.

 

Виновата русская некомпетентность

— Кооперативы создаются под воплощение конкретной идеи, — говорит заместитель генерального директора «Уральских газовых сетей» Владимир Кучерюк. — Но мы, как газораспределительная организация, никогда не вмешивались, и не будем вмешиваться во внутренние отношения этих структур. По сути, это имущественный вопрос, и многое лежит в плоскости доверия. Люди спрашивают — почему я вам должен заплатить столько? — а им не могут это расшифровать. Отсюда недоверие. Мы вот можем сказать, сколько и что у нас стоит, но члены правления кооператива и председатель сами оценивают свой интеллектуальный труд.

При этом Владимир Данилович отмечает, что получить техусловия на подключение газа по закону может любой житель, вне зависимости от членства в кооперативе. Справку стали требовать в горгазе лишь для того, чтобы не было ситуаций, что один человек вложился в проект деньгами или чем-то помогал в процессе, а другой — пришел «на готовое».

— В любом деле, где участвует группа людей, все зависит от их совести, — говорит Владимир Кучерюк. — А совесть у нас, увы, не судится. Один председатель говорит — я буду работать на энтузиазме, а другой просит — вы мне платите пять тысяч в месяц. Тонкостей в этих отношениях много. А нам самое главное, чтобы газопровод был построен, и по нему бесперебойно шел газ. Все остальное — мы туда не лезем.

Да и лезть бессмысленно — достаточно напомнить тот факт, что председатель того же Билимбаевского кооператива Артур Оглоблин с 2008 года не может объяснить, куда пропали практически 780 тысяч рублей, которые он несколько лет собирал с жителей. И уголовное дело по этому факту было закрыто.

— Я считаю, что инициативная группа запрудной части поселка свое дело сделала, — подвел своеобразную черту начальник СТУ Иван Лобачев. — Проделана большая работа, сделан проект. Люди в него вложились, и понятно, что они не заинтересованы проводить газ соседу, который просто сидел и ждал. Ведь до смешного доходило — люди говорили, что вообще не знали о газификации, объявления не видели и так далее. А денег на проект не хватало — брали заем. Бабушки заплатили за газ, а люди на джипах не платили и сейчас возмущаются. По сути, те, кто сдавал деньги в 2007 и 2008 годах, ни в чем не виноваты. Кто виноват? А виновата русская некомпетентность. Любым проектом должен заниматься специалист. А инициативная группа — это просто люди, которые захотели сделать. Были ошибки, да. Но делали так, как могли. Поэтому сделали, что сделали.

 

Комментарии

Борис Кац, член правления и член инициативной группы: «Неблагодарная это работа — заниматься газификацией. Все тебя посылают, смеются над тобой, не верят, наговаривают. А что делать, если закон такой:  хотите газ — организовывайтесь. Никто не рассказал, что и как надо делать. А мог ведь взяться за это любой из тех, кто сегодня возмущается. Ну, проявили мы инициативу. И что? Документов — гора, везде сроки. Не успел — все заново. Столько шишек набили, что никогда больше я не подпишусь на такое».

Владимир Кучерюк,  зам. генерального директора «Уральских газовых сетей»: «На газификацию дома составляется проект от отвода (точка подключения). За проект у нас цена фиксированная — 5280 рублей. На его основании составляется смета строительно-монтажных работ, плюс цена трубопровода — 1500 рублей за метр. Грубо говоря, это уже порядка 35 тысяч. Потом человек начинает покупать оборудование: котел, плита — еще 20 тысяч. Потом надо сделать дымоход, пригласить специалиста проверить тягу. Затем человек приходит, мы заключаем с ним договор на поставку газа, договор на техобслуживание два раза в год. Потом выписывается наряд-заказ на врезку, где тоже свой прайс. В целом, газификация среднего дома площадью до 100 кв.м — тысяч в 100 выльется. Но это окупается за 2-3 года, а при продаже цена газифицированного дома раза в два-три будет выше».

Павел Чигвинцев
Павел Чигвинцев газовой трубе радуется, но сам деньги в кооператив не сдавал и сдавать не торопится. «Где нам столько денег найти? — говорит он. — Если, как говорят, это стоит порядка 100 тысяч рублей, так я лучше буду продолжать дрова колоть и печку топить. Пенсия-то у меня небольшая — 9 тысяч рублей всего. Я хочу и всем желаю газа, но не такого дорогого. Рабочие копают тут — голодные все. Я их кормил несколько дней подряд: картошку свежую накопал, молока парного наливал, чаек. И как-то в шутку спрашиваю — проведете мне за плохую сумму отводок-то? Ну, то есть подешевле. А они всерьез восприняли и даже пообещали — мол, парень хороший, отчего бы и нет. Подешевле, это, я так думаю, тысяч за 10 хоть, а не за 23. А картошки-то я им уж наварю!»