Зачем делать избирком муниципальным?

Константин Дрыгин, депутат гордумы:

— Когда натыкаешься на стенку, думаешь, как ее обойти или сломать. В любом случае, надо что­то изменить.

Я уже не первый раз натыкаюсь на преграду в ходе выборов. В прошлом году меня и Марину Соколову сняли с выборов в облдуму за недостоверные подписи. Те, кто знают ситуацию изнутри, понимают, что пострадали мы явно ни за что. Сегодня то, что творит избирательная комиссия, очень похоже на настоящий беспредел. Причем, большинство СМИ нашего города, обслуживающих интересы группы ЧТПЗ, преподносят это так, что люди, которых не допустили до участия в выборах — абсолютные профаны, которые, к тому же, подделывают подписи.

Я помню, четыре года назад, когда я впервые шел на выборы, очень много было самовыдвиженцев, подписи тогда собирали десятки человек. Тогда по графологии забраковали одного или двух кандидатов. Остальные допустили совсем откровенные ошибки — область не указали или паспортные данные не все предоставили. В основном, все самовыдвиженцы смогли собрать подписи. В этой кампании все с точностью до наоборот. Представляете, из 60 потенциальных кандидатов на выборы по двухмандатным округам, комиссия пропустила не больше пяти человек. Очевидно, что происходит определенное злоупотребление.

Все это наталкивает на мысль, что надо что-то менять. Что мы в данной ситуации можем сделать? Обращаемся к тем, кто выдвигает членов избирательной комиссии и может призывать их к соблюдению равноправия участников выборов, то есть партиям. Некоторые из них соглашаются с нами, некоторые утверждают, что не могут влиять на своих представителей в комиссии. Например, такая ситуация у меня была на областных выборах, когда мне в поддержке отказало региональное «Правое дело».

Если посмотреть состав нынешней ТИК, можно увидеть, что некоторые ее участники попали туда непонятным для меня образом. Что значит человек «выдвинут ТИК предыдущего созыва» или «собранием избирателей»? По сути, все понимают, что почти все эти люди подконтрольны нынешнему председателю комиссии. Насколько они адекватны и могут самостоятельно принимать решение — большой вопрос.

Очень хочется сломать эту ситуацию. В разговорах я услышал, что екатеринбургскую комиссию называют «муниципальной», а нашу, напомню, «территориальной». Поговорил с юристом Думы, он рассказал, что до 2008 года и наша избирательная комиссия была муниципальной. Но потом, видимо, для укрепления «вертикали власти», как тогда было заведено, решили передать ее в ведение областной комиссии.

Начали разбираться, выяснили, что все функции ТИК может выполнять и муниципальная комиссия. Нас, в первую очередь, беспокоят выборы в местные органы самоуправления. А то с такой избирательной комиссией мы лишены возможности влиять на него.

Сейчас юрист Думы готовит документ для депутатов, утверждает, что все это вполне реально. Правда, окончательное решение может принять только областная избирательная комиссия.

Это предложение мы уже обсуждали на профильном комитете. По крайней мере, те парламентарии, которые на нем присутствовали, поддержали его.

Есть ли гарантии, что ситуация с выборами поменяется кардинальным образом? Конечно, нет. Я понимаю, что все равно многое будет зависеть от председателя. Но если совсем ничего не делать, ситуация точно не изменится.