Кафе «Лежачий полицейский» временно не работает из-за скандала с полицией

Не успев открыться, кафе «Лежачий полицейский» оказалось в центре грандиозного скандала — первоуральская полиция намерена подавать судебный иск на руководство кафе, и требует от него публичных извинений. Стражам порядка не понравилось все: название питейного заведения, масштабная пиар-кампания, в которой использовался образ чересчур довольного полисмена, атрибутика кафе. Насколько обоснованы претензии полиции и рассчитывали ли на такую огласку владельцы «Лежачего полицейского» — в материале «Городских вестей».

Неожиданно

Кафе и барами сегодня Первоуральск не удивишь — на каждом шагу можно встретить заведения, которые предлагают отдохнуть и пропустить кружку-вторую пива. Выделиться они пытаются по-разному — придумывают оригинальные интерьеры, разрабатывают меню и специальные предложения.

Новое кафе, чтобы привлечь к себе внимание, решило идти по другому пути и сыграть на названии — «Лежачий полицейский» организаторам показалось самым креативным и привлекательным для клиентов. К открытию владельцы подготовились основательно — в разных частях города появились растяжки, а на самом здании появился забавный баннер с изображением улыбающегося усатого полисмена с кружкой пива в  руках. Спустя две недели после открытия в адрес издания пришел пресс-релиз из полиции:

«22 сентября текущего года в городе Первоуральске состоялось открытие арт-кафе «Лежачий полицейский», расположенный на улице Гагарина, 1-а (ранее «Восточный экспресс»), чем затронуло честь и достоинство, а также деловую репутацию органов внутренних дел. Руководство отдела МВД России по городу Первоуральску считает данное название некорректным и, в настоящее время, юрисконсультом отдела готовится исковое заявление в Первоуральский городской суд о защите деловой репутации ОМВД России по городу Первоуральску и органов внутренних дел в целом». Обиделись.

 

Полиция Первоуральска требует от администрации кафе «Лежачий полицейский» публичных извинений и переименования заведения

Личный интерес?

Конечно, выбирая название для кафе, владельцы «Лежачего полицейского»  могли предположить, что у них могут возникнуть проблемы. Но не рассчитали масштаб.

— Заявления полиции стали для меня неожиданностью, — признается «Городским вестям» директор арт-кафе Михаил Краснобаев. — Я считаю, что в этих претензиях — личная заинтересованность начальника полиции Сергея Чирко. Просто ему хочется с кем-то поругаться, а тут так удачно открылось наше кафе, появилась реклама. Рекламную кампанию нам разрабатывало екатеринбургское рекламное агентство, никакого подтекста мы не искали, никого обидеть не пытались  — просто понравилось название и все. Под него мы и разработали стилистику заведения — дорожные знаки, светофоры, антураж. По этой причине, кстати, к нам приезжали сотрудники ГИБДД — проверяли, не украдены ли знаки и светофоры. Мы все купили легально, документы на руках. Предъявили.

А вот визит сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями стал еще одним не очень приятным сюрпризом в череде напастей, свалившихся на голову Михаила:

— Ребята приехали, начали опрашивать официанток. Разговаривают, а сами смеются — у них дел невпроворот, а они приказ вышестоящего руководства выполняют. К визиту участковых мы тоже уже привыкли. Мы пока баннер с изображением полицейского от греха подальше сняли, но смонтировать его обратно — дело 10 минут. Конечно, если первоуральская полиция намерена пойти в суд — мы будем отстаивать свои права.

Извиняться не собираемся

На сегодняшний день честь и достоинство мундира первоуральские стражи порядка намерены отстаивать в суде, но от официальных комментариев полиция отказалась. По неофициальной информации полицейские не хотят устраивать для скандального кафе такую обширную пиар-кампанию, отправится ли заявление в суд или прокуратуру — тоже пока неясно, ведь руководство первоуральского ОМВД рассчитывает на публичные извинения со стороны дирекции «Лежачего полицейского» и переименования заведения.

—  Полиция хочет наших публичных извинений и переименования заведения. А также мы должны заплатить административный штраф в размере 3000 рублей, — комментирует Михаил Краснобаев. — Против штрафа я ничего не имею — действительно, процедура согласования на размещение рекламного баннера была проведена не до конца, по сути, разрешения от ГИБДД мы не получили, но повесили. Заплатим. А вот публично извиняться, а тем более называть кафе по-другому — не собираемся.

Тем не менее, 9 октября арт-кафе «Лежачий полицейский» клиентов уже не принимало — на дверях до сих пор красуется табличка «Не работаем по техническим причинам». По версии полиции, администрация кафе готова принести публичные извинения, но от названия отказываться пока не хотят. Если будут продолжать упорствовать, то в суд иск все-таки направят. Валерий Горелых, начальник Управления информации ГУ МВД России по Свердловской области, обещал предоставить мнение министерства внутренних дел после того, как «Городские вести» направят официальный запрос.  

Об оскорблении и речи быть не может

Любовь Колотилина, адвокат адвокатской конторы №2

— Понятие оскорбления закреплено законодательно в статье 130 Уголовного кодекса РФ. Оскорбление — унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Таким образом, речи об оскорблении здесь однозначно быть не может в любом случае из-за отсутствия неприличной формы. Если ОМВД по городу Первоуральску предъявит иск в суд, то нельзя, конечно, предрешать за судью. Тем более, что по такому делу должна быть назначена лингвистическая экспертиза. Однако можно предположить, что, поскольку по данной категории дел необходимо доказать распространение несоответствующих действительности порочащих сведений именно об ОМВД по Первоуральску, то вряд ли подобный иск подлежит удовлетворению.

В данном случае слова «лежачий полицейский», видимо, являются коммерческим обозначением данного кафе. На каком основании однозначно можно было бы запретить использование данных слов? Например, если бы было законом запрещено использование слова «полицейский», этого нет. Либо данное название вводило бы граждан в заблуждение, однако в Федеральном законе «О полиции» нет слова «полицейский», а используется термин «сотрудник полиции». «Лежачий полицейский» — это в принципе не несущий негативной окраски бытовой оборот речи, под которым понимается искусственное дорожное препятствие, заставляющее водителей замедлять движение автомобилей. Поэтому соотносить название с конкретными сотрудниками довольно затруднительно.