Первоуральцев учили, что делать в случае ядерной войны (фото)

Что делать, если завтра война? На этот вопрос пытались дать ответ организаторы всероссийских учений, зачинщиком которых выступил председатель правительства Дмитрий Медведев. Учения прошли во всех уголках страны. В Первоуральске они прошли на базе школы №2, где был организован сборный эвакуационный пункт. Все присутствующие познакомились с методикой эвакуации и узнали о правилах поведения при чрезвычайных ситуациях.

Специально для учений из «закромов Родины» организаторы достали противогазы ГП­5.

 Объявление дня «Ч»

На базе школы №2 собрались только эвакуаторщики, люди, которые должны в случае чего организовать эвакуацию населения.

— Время сейчас непростое, обстановка в мире все напряженнее. Не за горами война в Иране, а у них, как известно, есть ядерное оружие, — начинает инструктаж начальник управления службы спасения Вадим Лепилин. — После проведения этих учений будут сделаны выводы, мы поймем, на что нужно обратить внимание при эвакуации. Сегодня, в 4 часа утра по Москве, пришел сигнал о приведении обороны Российской Федерации в полную готовность.

Речь Вадима Липилина несколько затянулась, и по залу прошла волна шорохов. Люди сняли куртки, и уселись в школьные кресла поудобнее.

— В преддверии начала военных действий на территории школы №2 разворачивается эвакуационный пункт №20. Через него должно пройти порядка 4,5 тысяч человек. Это стандартная пропускная способность для таких пунктов. Сейчас мы спускаемся на первый этаж, где сотрудники школы уже подготовили все учебно-практические места. Ваша задача проходить по этим точкам. Все внимательно слушать и запоминать!

 Что делать без телефона?

После инструктажа однородная серая масса людей поползла вниз по лестницам. Всех собрали в коридоре, и пожилой инструктор начал экскурсию. Первым на очереди оказался медпункт.

— Медицинский пункт предусмотрен на случай, если кто-то из эвакуируемых почувствует себя плохо, — поясняет начальник медпункта Людмила Олесова. — Проблемы могут быть абсолютно любые. Мы стараемся быть готовыми ко всему. Пункт будет работать до тех пор, пока не сформируется колонна. Затем мы покинем наш кабинет и примкнем к остальным.

Дальше эвакуаторщики проследовали в комнату матери и ребенка, в группу комплектования. А так же всех познакомили с начальником группы оповещения и связи Ниной Глухих и начальником справочной службы Ольгой Чирко. Воспользовавшись небольшой паузой, мы подходим к Нине Прокопьевне, чтобы побольше узнать о ее обязанностях:

— Мне нужно поддерживать связь с администрацией и сообщать главе города о ходе эвакуации.

— Как вы собираетесь это делать? — не унимаемся мы.

— По стационарному телефону, — отвечает Нина Прокопьевна. — Если он откажет, то у меня есть еще сотовый.

Наш третий вопрос неожиданно поставил связиста в тупик:

— Если не будет никакой телефонной связи, как тогда вы будете работать?

— Я… Не знаю. Извините, — промолвила Нина Глухих, и отлучилась для консультации.

 Шум или треск?

Во дворе школы разбит лагерь. Тут идет инструктаж по химзащите. Когда инструктор закончил лекцию по дозиметру радиации, он предложил испробовать его на добровольце. Под уговоры толпы вперед выходит мужчина и надевает наушники. Инструктор включает прибор.

— Слышите треск?

— Да, слышу.

— А теперь? — говорит инструктор, переводя ручку в другое положение.

— Теперь шумы.

— Он на изоляционном методе, — продолжает инструктор. То есть в радиационной зоне проводимость увеличивается, и шкала прибора отклоняется.

Организаторы учений рассказывают, что будет делать в случае ядерной войны глава города: он будет ездить по Первоуральску на передвижном пункте, который может подавать сигнал на расстояние до 50 км и снабжен автономным электрогенератором. В чрезвычайной ситуации мэр становится руководителем гражданской обороны Первоуральска.

Как правильно надеть противогаз

Евгений Авдашкин, спасатель третьего класса:

— Перед тем, как надеть противогаз, нужно сделать глубокий вдох. Это позволит вытеснить токсичный воздух из противогаза, и одновременно будет тестом на герметичность. Это гражданская модель, в ней стоит фильтрующий элемент, который очищает воздух окружающей среды, поэтому воздух не закончится, как в военных противогазах.

 Можно и первое, и второе

Изрядно подмерзших на улице эвакуаторщиков повели на полевую кухню, где накормили вкусной гречневой кашей. В ней, кажется, даже было немного мяса.

— Такие полевые кухни производятся с 1941 года, — рассказывает «Городским вестям» начальник отряда МЧС Андрей Воропаев. — Конструкция очень удачная. Здесь имеется два котла, в которых можно готовить сразу первое и второе блюдо. Работает она на дизтопливе, потребляет 10 литров в час. Емкость бака — 30 литров. Также она работает и на дровах, но приготовление пищи в этом случае затягивается вдвое. Мы готовим на ней постоянно во время стихийных бедствий, когда живем за городом неделями.

После этого участников учений повели обратно в актовый зал, где провели «работу над ошибками». Прессу не пустили, чтобы участникам было более комфортно обсуждать собственные недочеты.

— У меня осталось хорошее впечатление об инструкторах, — говорит участница учений Оксана Васильцова. — Школа №2 подготовилась очень хорошо. Все специалисты точно знали, что им делать. Я узнала, какая у нас может быть ужасная обстановка, и стала относиться к таким вопросам более серьезно.

Мы же с учений ушли в надежде, что примерять противогазы нам предстоит только понарошку.

[nggallery id=165].