Семья Кузнецовых из Битимки отметила бриллиантовую свадьбу

В переводе на язык цифр — это 60 лет совместной жизни. В день годовщины супругам есть что вспомнить. Когда мы зашли к ним, они вдвоем рассматривали свой семейный альбом.

Страницы семейной летописи Дмитрию Ивановичу и Клавдии Петровне Кузнецовым вдвойне приятно перелистать в День годовщины свадьбы

Не богато, но с приданым

— Познакомились мы на чужой свадьбе, — рассказывает Клавдия Петровна. — Он был от жениха приглашен, я — от невесты. Заметили друг дружку. 22 года мне было. Он постарше, только-­только вернулся из морфлота, служил там семь лет — герой такой был! Год мы дружили, а в 1952 году поженились — он мне больше ни с кем не дал дружить, внимательный был, без веточки, без цветочка не придет.

Дмитрий Иванович улыбается, вспоминая то время:

— Красавица ж! Молодые были, как не полюбить друг друга?!

Свадьбу играли скромно, по­семейному.

— Водки не было — браги наварили! — смеется супруга. — Подарков дорогих не было — три метра ситца отрежут или вовсе без подарков. Мне, как невесте, мама достала штапеля на платье, веночек был бумажный на голове. А главное — приданое надо было собрать. У меня сундук свой был. Не богато, но в однорядку там было все: шторки, наволочки на подушки, скатерти вышивала, накомодники, уголки на горку. До сих пор у меня одна наволочка хранится.

До 1976 года Кузнецовы жили в Красноуфимском районе. А потом переехали в Битимку вместе с детьми — двумя дочками и двумя сыновьями. Сейчас их семья разрослась и навещать бабушку с дедушкой приходят не только шестеро внуков, но и четверо правнуков.

— Годы идут быстро, а сейчас время вообще летит, — говорит Клавдия Петровна. Вспоминает она и плохое, и хорошее, но о плохом не говорит — пусть оно остается в прошлом. — Бывало, что и ссорились — без этого никак. Но надо учиться терпеть. Нынче молодежь нетерпеливая, слово за слово — разбежались. Смирения побольше надо. Прощать друг дружку. Поссорились, подулись маленько и опять заговорили.

 Главный подарок — дети

Друг дружку с праздником супруги поздравляют скромно — улыбнулись и уже хорошо.

— Радехоньки, что прожили столько! — смеется Клавдия Петровна. — Здоровья друг дружке пожелали еще на годы. А раньше бывало и вовсе забывали про годовщину. Подарков особо он мне не дарил, не принято было у него это. Мои главные подарки от него — дети. Мы с ним загадывали — если первый сын родится, назовем Сашей, дочь родится — Наташа будет.

Родился первым сын. Схватки начались вечером, а до больницы было далеко —7 км, машины нет.

— Свекровь бегает, лошадь ищет, а он говорит мне: «Потерпи до утра — машина с рабочими пойдет и увезет». У него понятие такое было, что подождать можно. А свекровь­то видит, что уже все — она на конную, там запрягли лошадь, и я поехала в больницу на телеге. А последнюю дочку я и вовсе родила дома — свекровь и молодой фельдшер принимали дочь.

Скучать супругам Кузнецовым некогда и по сей день — на них дом и огород.

— 25 соток у нас и домик — вроде как дача, — говорят они. — Баня своя. Мы богатые!

Дочь Вера Зверева называет родителей тружениками.

— Они с ранней весны до поздней осени на огороде копошатся. Не сидится им! Живой пример для нас. Мама в Битимке долгое время дояркой работала. На пенсии завхозом в садике подрабатывала. А потом еще два года торговала квасом. А папа — тракторист у нас. Да и сейчас у него моторашки есть — мотороллеры. Он бабушку посадит сзади на кресло и везет на дачу — до нее с километр примерно.

— Хоть и кресло у меня сзади, но дорогая плохая стала в Битимке — разбитая полностью! — жалуется Клавдия Петровна.

Дорога же жизни, по словам супругов, никогда не разобьется, если двое ее будут вовремя подравнивать.

— Любовь или не любовь  — теперь я уж и не знаю, как это объяснить. Ведь родные мы! Куда нам сейчас деться друг от друга? — говорит Клавдия Петровна.

— Падать будем, так поддержим друг дружку! — шутит Дмитрий Иванович, беря жену под руку.