Житель Каменска-­Уральского пересек границу на деревянном мотоцикле

Больше, чем макет

К нам в редакцию пришел человек, который заинтриговал с первых слов. «У меня есть деревянный мотоцикл», — заявил Игорь Белоногов. С этого и началось наше знакомство с удивительным человеком и его мотоциклом из «лесной нержавейки».

— В августе прошлого года в нашем Каменске проходил первый этап чемпионата мира по гонкам на мотоциклах с коляской, — рассказывает предысторию Игорь. — Оказывается, наша трасса подходит по мировым стандартам. Захотелось отметить это событие чем-то особенным. И я решил воплотить мотоцикл с коляской в дереве.

Выбор на три колеса вместо двух пал не только из-за чемпионата. Сказалась и пресловутая практичность. Три точки опоры — это тот минимум, при котором не нужно следить за устойчивостью.

— Изначально мое детище задумывалось, как реквизит для фотографий, — вспоминает Игорь. — Но в итоге эта тема развилась до того, что сейчас он у меня катается. Сейчас только с помощью буксира. Цепляем его за раму коляски и так передвигаемся. Руль поворачивается, на всех трех колесах накачаны камеры.

Мотоцикл Игоря Белоногова — самое  необычное транспортное средство, посетившее комплекс «Европа-Азия». Наш герой своим примером показывает: ни морозы, ни расстояния не изменят его планы.
Мотоцикл Игоря Белоногова — самое необычное транспортное средство, посетившее комплекс «Европа-Азия». Наш герой своим примером показывает: ни морозы, ни расстояния не изменят его планы.

Чудо за три дня

Сделать такое из дерева непросто. Поэтому конструкция максимально упрощена, все механизмы устроены максимально примитивно. Но нужно ли больше такому чуду техники? Хорошо хотя бы то, что этот малыш вырастает из макета в настоящий мотоцикл, способный передвигаться на своих троих.

— Я начал с подбора материалов, — вспоминает создатель древоцикла. — На это ушло больше времени, чем на создание самого аппарата. Начал с того, что было у меня под рукой — кленовое бревно лежало без дела у меня во дворе. Затем нашел еще одно, изогнутое, для рамы коляски. И потихоньку-помаленьку разжился всеми деталями. Сборка мотоцикла заняла у меня всего три дня. Начал в четверг, а в воскресение он уже был готов.

Ничего сложного? Нет, просто отец нашего героя жил в деревне, где ремонтировал телеги. Эти навыки он передал и Игорю. Как результат — крепкая, надежная конструкция.

— Для дисков я взял три среза дерева, — объясняет технику постройки мастер. — Толщина каждого — 90 мм, диаметр — минимум 530 мм. Затем в каждом проделал паз, в который уместились камера и покрышка. Правда, за последний год древесина усохла, и шины приходится удерживать деревянными шкантами. Подшипники — самые простейшие. Диск просверлен посередине и надет на ось. Передняя вилка крепится к раме с помощью шкворня. Он ничем не закреплен и держится в теле рамы только за счет прижатия вилкой. Амортизаторов нет вообще.

Идея была в том, чтобы при постройке мотоцикла обойтись без металла. Получилось немножко больше: когда потребовался штурман, обошлись и без человека.

— В коляске место для Шкета — нашего штурмана из клена, — говорит Игорь. — Мы его так назвали в честь Шкета, маленького артиста из Форта Боярд. Я иногда ставлю его для фотографий, иногда снимаю, когда просят на свадьбу.

На мотоцикле смело проедутся 4-­5 человек. Многократное участие в свадьбах чудо-техника выдерживает достойно.

Пока — с буксиром

Деревянный мотоцикл — это транспорт, который и сам нуждается в транспортировке. Его создатель позаботился о том, чтобы это было просто.

— Вес всей конструкции — 80 килограммов, — отмечает Игорь Белоногов. — Разбирается он в несколько этапов: сначала отсоединяется передняя вилка, затем снимаются колеса и складываются в коляску. В таком виде мотоцикл достаточно компактен для того, чтобы перевозить его в «Жигулях».

Эта опция пригождается создателю с завидным постоянством. Он с удовольствием вспоминает тот самый первый раз, когда представил его публике вне города.

— В Ирбите в этом году был байк-слет. Знакомые ребята пригласили меня туда. В итоге мы прицепили его к «Уралу», и сделали круг почета по стадиону. Тогда на конкурсе для меня сделали специальную номинацию — «Деревянный кастом» (кастом — изготовленный на заказ, — прим. авт.)

Сейчас у нашего героя — далеко идущие планы по мобилизации своего творения.

— Когда показываю его, меня спрашивают: «А когда поедет?». И вот так все время подливают масла в огонь, подливают. Присмотрел крохотный двигатель. Четырехтактный, чтобы проще было заправлять. Одна беда — стоит он 8000 рублей. У семейного бюджета таких денег нет, так что сейчас коплю. Хочется порадовать себя и всех тех, кто меня поддерживает.

Максимальная скорость древоцикла невелика — всего 10 километров в час.

Идеи создателя по доработке не заканчиваются. Так, он собирается изменить угол наклона передней вилки для того, чтобы от переднего колеса до колеса коляски получилось расстояние 1940 мм. На столько же, правда в метрах, растягивается та самая трасса в Каменске-Уральском.

Для создания мотоцикла применялись шесть пород дерева: несущая рама сделана из клена, оси и шкворень — береза, колесные диски и руль — сосна, заднее колесо — тополь, дуга коляски из ивы, передняя вилка — из черемухи.