Вещевой рынок закрыли — что будет дальше?

С 1 января, как и обещали, вещевой рынок в городе был закрыт. Таково требование федерального закона — розничная торговля должна уйти под крышу, а использование в этих целях временных сооружений запрещается. Как закон приживается в Первоуральске — узнавали «Городские вести».

Так рынок выглядит сегодня: опустевшие контейнеры, мусор и следы быстрого переезда торговцев. На всех входных воротах сейчас висят амбарные замки.
Так рынок выглядит сегодня: опустевшие контейнеры, мусор и следы быстрого переезда торговцев. На всех входных воротах сейчас висят амбарные замки.

250 арендаторов — кто куда

— Выручка у меня упала более, чем в половину, — делится один из бывших рыночных продавцов Юрий Ильиных, ныне реализующий свой товар в торговом центре. — Почти никто из моих прежних покупателей не знает, что я здесь. Место я нашел буквально в последние дни перед закрытием рынка. Аренда везде высокая. А покупателей нет. За две недели, что я на новом месте, продажи были только три дня. В остальные дни — по нолям.

Юрий Александрович проработал на рынке более 10 лет. Сейчас, по его словам, он вынужден поднять цены на товар процентов на 20, чтобы совсем не прогореть. Конечно, новые условия не нравятся ни ему, ни покупателям.

— На рынке всегда все было дешевле, — говорит коллега Юрия Алла Полухина, проработавшая на рынке 20 лет. — Товар был доступней, к нам приезжали из поселков и деревень. Я вот пока сохраняю ценовую политику, но тяжело дается. Наверно, придется поднимать. Люди не идут. Такого на рынке, конечно, никогда не было.

На месте бывшего базара сейчас разруха — контейнеры демонтируются и вывозятся, за забором бардак и запустение. Но уже весной, как обещают собственники территории, здесь начнется строительство торгового центра.

— У нас есть два проекта, — рассказывает директор компании «Торговый двор» Юрий Байдаков, доставая чертежи и проекты. — Пока не решили, что будем воплощать в жизнь. Территория у нас порядка 15,5 тысяч кв.м, включая парковку. Один проект предполагает большое здание на 12 тыс кв.м, другой — четыре небольших павильона. Склоняемся все же к первому красивому проекту.

По его словам, закрытие рынка для компании не стало неожиданностью. Феде­ральный закон за номером 271 вышел аж в декабре 2006 года. Реформируя работу розничных рынков, он требовал еще к 2010 году запретить торговлю вне капитальных зданий. Но кризис 2008 года дал отсрочку на три года.

— Задача поставлена четкая — рынки должны приобрести другой вид, — говорит Юрий Андриянович. — Законы президента, конечно, не обсуждаются, но мое мнение — что подобное реформирование должно касаться больших городов — миллионников. В Первоуральске рынок располагался на историческом месте, все 250 арендаторов добросовестно платили налоги, и бюджет города получал порядка 15 млн в год. Сейчас со всеми предпринимателями договор расторгнут, и они разъехались кто куда.

Юрий Байдаков
Юрий Байдаков представил проект нового рынка.

 Не мое — Богом посланное

— Бегать по бутикам, конечно, накладно для меня, как и для многих горожан, — делится мыслями с «Городскими вестями» читатель Владимир Карпенко. — Но меня вот что больше удивляет — организованный и любимый многими рынок закрыли, а толкучка у «Юбилейного» процветает. Им хоть бы что! А ведь там даже по-­русски не все говорят.

Стихийный рынок через дорогу от бывшего вещевого процветает
Стихийный рынок через дорогу от бывшего вещевого процветает.

Действительно, порядка на стихийно образованном рынке нет и никогда не было. Жители близлежащих домов не перестают жаловаться на мусор и туалеты под своими окнами. А продажа мяса и тут же одежды, организованная на сколоченных наспех столах, не доставляет эстетического удовольствия.

— Шторочки! Выбираем, девочки! — обращается к нам гражданин с акцентом.

— Как у вас идет торговля? — интересуемся мы, представляясь.

— Что вы? Я здесь не торгую, — как-то быстро меняется в лице мужчина.

— Только что же предлагали шторочки.

— Без комментариев, девочки! Я просто шутя вам так сказал. Я тут просто… чай пью.

— А шторы чьи?

— Господь Бог послал, — поднимает он глаза вверх.

Как нам пояснили в администрации города, все продавцы у ТЦ «Евразия» стоят незаконно. Это подтверждает и администратор торгового центра Нэля Нуриманова.

— Всех уличных торговцев мы гоняем, — говорит она. — У них есть договоры только на уборку территории, за что они платят нам, поскольку земля закреплена за нами и с нас спрашивают за ее чистоту. Мы сами не в силах их разогнать. Тут ведь торгуют уже лет 10­-15. Периодически приезжают с рейдами сюда: кто успевает собраться — убегают. Но потом снова возвращаются.

 Только административка

— Сейчас больших штрафных санкций нет, а самое главное — нет права на конфискацию товара, что могло раньше делать УВД, — говорит замглавы по благоустройству Андрей Рожков. — Полиция сейчас может разогнать, а комиссия с участием сотрудников торгового отдела администрации — выписать административный протокол. Но штраф для частного лица — это всего 500 рублей. Кроме административки, увы, нет никаких рычагов.

Не трогают чиновники и силовые структуры лишь бабушек, которые стоят вдоль тротуара с овощами, травками и вязанными носками. Излишки со своего огорода у «Юбилейного» продают не первый год, и это разрешено.

— Только нас, девчата, все равно прижимают нерусские, — жалуются нам бабушки, скромно сидящие у своих прилавков. — Нет с ними житья нам тут спокойного.

По словам Андрея Рожкова, в планах мэрии, организовать три­четыре муниципальных рынка для сельхозпроизводителей и частных лиц со своей продукцией.

— Стихийные рынки будем все равно ликвидировать или приводить в систему, — говорит Андрей Михайлович. — Ведь точно такой же рынок через дорогу от «Евразии» — у «Кировского». Там земля вообще ничья. С мелким бизнесом всегда было сложно работать.